В обществе распространяются идеи добровольчества и социального служения. 2018 год объявлен в России Годом добровольца (волонтера). Номер посвящен добровольчеству (волонтерству) в детском саду. Рассматриваются особенности развития добровольчества в Российской Федерации на современном этапе. Выделяются риски волонтерского движения, обосновывается необходимость гуманитарной подготовки волонтера, развития его добродетелей и добродетельности. Обозначаются основные направления и возможности реализации добровольческой деятельности детей и взрослых в детском саду. Большое внимание уделяется формированию и развитию у детей дошкольного возраста потребности совершать добрые дела, помогать и быть полезными. Приводятся примеры воспитания детей в духе волонтерства на разном содержании, в традиционных и новых формах организации образовательного процесса в детском саду. Раскрывается специфика детского волонтерского движения. Выделяются содержание, виды и формы организации волонтерской деятельности детей. Рассматриваются особенности реализации сервисного и событийного волонтерства в дошкольной образовательной организации, предлагается примерный событийный календарь волонтера на учебный год. Представлены технологии социализации детей дошкольного возраста «Дети-волонтеры» и «Социальная акция», даются рекомендации по их реализации в дошкольной образовательной организации. Обобщается опыт организации на базе детского сада волонтерского отряда, приводятся примеры реализации социальных акций с участием детей старшего дошкольного возраста. Анализируется опыт международной волонтерской деятельности детского сада, описываются проекты культурного и посильного старшим дошкольникам миротворческого добровольчества. Особое внимание уделяется организации семейного волонтерства в детском саду, а также проблемам взаимодействия семей с дошкольными образовательными организациями и взаимопомощи взрослых, ответственных за воспитание детей. Обсуждаются варианты самореализации воспитывающих взрослых в качестве волонтеров. С учетом международного опыта даются рекомендации по приглашению, приему и поддержке волонтеров в условиях детского сада. Актуализируется деятельность волонтеров в дошкольной образовательной организации в ситуации многоязычия. Осмысливаются отечественные традиции формирования у детей опыта добрых дел и особенности включения дошкольников в общественно полезную и общественно значимую деятельность в разные периоды развития страны. Показана специфика приобщения детей дошкольного возраста к делам благотворительности и милосердия в России в начале XX века, приводятся примеры участия детей в благотворительных акциях 1910-х годов. Анализируются методика и практика организации общественно полезного труда дошкольников в 30-е годы ХХ века, описывается опыт работы воспитателей по вовлечению детей в посильный труд на общую пользу. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Капустина З.Я. Жить вместе со всеми и для всех: приобщение детей к общественно полезной и общественно значимой деятельности | ||
16 | Прокохина М.И. Основные направления и возможности развития добровольческой деятельности в детских садах | ||
24 | Деркунская В.А. Волонтерское движение в детском саду как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста | ||
32 | Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Может ли дошкольник быть волонтером и участвовать в социальных акциях? | ||
36 | Деркунская В.А. Воспитание детей в духе волонтерства в образовательном процессе детского сада | ||
44 | Лашкова Л.Л., Шанц Е.А. Добрые дела юных волонтеров | ||
52 | Деркунская В.А., Янковская В.М. Опыт международного волонтерства в дошкольной образовательной организации | ||
58 | Протасова Е.Ю. Помощь или взаимопомощь? Кто выигрывает от сотрудничества детского сада и семьи | ||
66 | Максимова С.И. День белого цветка | ||
104 | Захарищева М.А., Куликова Т.С. Общественно полезная деятельность дошкольников: методика и практика ее организации в 30-е годы ХХ века |