Дошкольное детство — чрезвычайно важный период для психического развития и личностного роста ребенка. Ребенок входит в мир человеческой культуры, приобретает колоссальный багаж знаний, умений и навыков, а главное — непрерывно развивается, самоизменяется в различных видах деятельности. Номер посвящен развивающему потенциалу дошкольного образования. Актуализируется проблема обучения и развития в дошкольном возрасте. Раскрывается своеобразие дошкольного образования как исходной ступени образовательной системы через его развивающие функции. Определяется образовательная ценность психологических обретений дошкольного детства, прежде всего, воображения в его соотношении с мышлением. Особое внимание уделяется событийному характеру дошкольного образования. При этом само развитие, взросление ребенка рассматривается как событие. Затрагиваются вопросы поддержки индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста. Развитие детской инициативы осмысливается как основа культуры познания, культуры содержательного и радостного детства. Выделяются способы поддержки детской инициативы в познании, общении, продуктивной деятельности и самовыражении в образовательном пространстве детского сада, приводятся примеры их реализации в практике педагогов дошкольного образования. Большое внимание уделяется одному из центральных итогов развития в дошкольном возрасте — психологической готовности к школьному обучению, а также главным эффектам развивающего образования — способности воображать, умению дружить, дару любить и таланту мыслить. Показаны значимость и роль взрослого в процессе детского развития. Взрослый для ребенка не только и не столько наставник, контролер, советчик или партнер, сколько волшебник, чудотворец и герой (В.Т. Кудрявцев). Он открывает ребенку дверь в мир взрослых, помогает увидеть себя, свои возможности и перспективы развития. Образ взрослого для ребенка — это образ его собственного будущего (Д.Б. Эльконин). Поэтому взрослость должна быть привлекательной и притягательной для ребенка-дошкольника. Только такое будущее будет стимулировать и обеспечивать детское развитие. При этом важнейшим условием личностного роста ребенка является развитие самого взрослого. В этой связи подчеркивается важность сотрудничества взрослого и ребенка в образовательном процессе детского сада, сотрудничества, в котором ребенок встречается с образами взрослости и своего собственного будущего, открывает себя и самоизменяется. Анализируются представления современных старших дошкольников о взрослых людях и своем будущем. Демонстрируются возможности детской литературы в работе по формированию у детей дошкольного возраста представлений о взрослости. Рассматривается эволюция образа взрослого в детской литературе ХХ в. Осмысливаются проблемы общения и взаимодействия детей и взрослых в современной социокультурной ситуации, намечаются пути их решения в семье и детском саду. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Кудрявцев В.Т. Еще раз о своеобразии дошкольного образования и его развивающем потенциале (глазами психолога) | ||
26 | Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школьному обучению | ||
40 | Алиева Т.И. Инициатива в познании, деятельности, коммуникации | ||
50 | Веревкина Е.В. Строим парусник — познаем историю города! | ||
62 | Ледовских Н.К. Педагогические условия развития дошкольника как языковой личности | ||
68 | Белошистая А.В. Развитие объема и мобилизационной готовности вербальной памяти дошкольника на занятиях по развитию речи | ||
78 | Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Значимость образа взрослого для социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста | ||
90 | Обухова С.Н., Кузнецова Г.Н. Современный дошкольник в мире профессий | ||
98 | Долженко Л.В. Образ взрослого в детской литературе ХХ в. |