Современный детский сад — каков он? Чем живет, дышит? Как развивается? Соответствует ли духу и требованиям времени? Каким будет завтра? Эти вопросы не могут не волновать профессиональное сообщество. Номер посвящен реалиям современного детского сада, его успехам, достижениям и проблемам. Большое внимание уделяется тому, как изменились внешний вид и внутреннее содержание массового детского сада за последние годы. Освещаются отдельные аспекты его работы, сложности перехода на новые образовательные стандарты, актуальные педагогические практики и перспективы развития. Обосновывается необходимость качественного изменения отечественного детского сада, прежде всего, смены его ценностных ориентиров, усиления гуманистической направленности и наполнения реализуемых программ дошкольного образования идеационно-этическим содержанием. Воспитание добродетельного человека осмысливается как основная задача детского сада, а его образовательное пространство как человекотворящее. Представлены современные подходы к проектированию зданий детских садов и прилегающих территорий. Сформулированы предложения по расширению перечня гигиенических требований к их проектированию, показана необходимость пересмотра норматива площади групповой (игровой) комнаты на одного ребенка. Рассматривается роль предметно-пространственной среды детского сада в формировании образовательной мотивации дошкольников, раскрываются организационно-педагогические условия и способы актуализации ее развивающего потенциала. Приводятся результаты диагностических исследований, позволяющие наметить стратегии совершенствования мотивирующей предметно-пространственной среды группы. Обобщается опыт детских садов по организации образовательной среды, стимулирующей и поддерживающей исследовательское поведение дошкольников. Даются рекомендации по организации творческой мастерской в группе детского сада. Определяются современные тенденции ознакомления детей дошкольного возраста с природой в России и других странах, обозначаются условия использования природы как важной образовательной среды. Осмысливается опыт обучения дошкольников иностранному (английскому) языку в японских детских садах. Затрагиваются вопросы организации качественного взаимодействия участников образовательного процесса. Представлены новые формы и форматы взаимодействия детей, педагогов, родителей и социальных партнеров в информационно-образовательной среде детского сада. Особое внимание уделяется педагогам массовых детских садов: опытным и начинающим, их профессиональным дефицитам и переподготовке. Отмечается психологическая неготовность педагогов с большим стажем работы к смене вектора своей профессиональной деятельности, неумение встать на сторону ребенка и поставить во главу угла его потребности и интересы. Рассматриваются современные подходы к организации профессиональной переподготовки воспитателей детских садов. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Капустина З.Я. Причины и логика перехода отечественного детского сада в новое качество: культурологический взгляд | ||
20 | Хабарова Т.В. Современный детский сад: реалии и перспективы… или Чего нам всем сегодня не хватает? | ||
30 | Степанова М.И. Архитектурная среда детских садов и здоровье детей | ||
42 | Рыжова Н.А. Дети и природа: современная ситуация и перспективы | ||
56 | Полякова М.Н. Образовательная среда детского сада как условие и средство поддержки исследовательского поведения детей дошкольного возраста | ||
66 | Деркунская В.А. Инженерный детский сад — сад обновленных развивающих пространств и видов детской деятельности | ||
72 | Шейко Н.Г., Пискарева Т.С., Тихонова О.Б. Мотивирующая предметно-пространственная среда детского сада (к проблеме проектирования) | ||
86 | Атрашкевич В.В. Современный взгляд на творческую мастерскую в дошкольной образовательной организации | ||
92 | Деркунская В.А., Горчакова А.З. «ДАКС» как пространство взаимодействия участников образовательного процесса | ||
98 | Деркунская В.А., Ермолик О.В. Новые форматы взаимодействия педагогов и родителей дошкольников | ||
104 | Кириченко М.А. Английский с детского сада — новая тенденция в образовании японских дошкольников | ||
113 | Указатель статей, опубликованных в журнале «Детский сад: теория и практика» в 2018 году |