Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на необходимость учитывать социальную ситуацию развития детей в процессе реализации образовательной программы. Номер посвящен социальной ситуации развития в дошкольном детстве. Рассматриваются происхождение, суть и смысл понятия «социальная ситуация развития», раскрывается ее роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Подчеркивается значимость целенаправленной педагогической работы по созданию особого социального пространства развития детской личности. Большое внимание уделяется условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, в частности, построению вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка. Рассматриваются особенности проектирования социальной ситуации развития детей в образовательной программе.