Очевидно, что история Руси не начинается с IX в., как это принято считать в официальной исторической науке, уповающей на недостаточность источников. Действительно, сохранившихся источников мало и все они относятся к периоду раннего средневековья, уже христианской Руси, более того, изрядная их часть является сомнительной — переписанной в позднее время с ошибками в датировках или с пространным изложением. И понятно, в какое русло эти источники пытаются нас ввести. «Как верно отмечалось еще дореволюционными исследователями, авторы древнерусских поучений против отечественного язычества стремились не к сохранению сведений о нем, а к его тотальному искоренению, и потому их произведения дают нам крайне мало информации о сущности исконной религии наших предков» [Серяков М. Сварог. Великий Бог Древней Руси. М.: Эксмо, 2004. С. 34]. Разрушения, которые принесло христианство на Русь, оказались столь масштабными, что теперь «возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников» [Мифы народов мира // Советская энциклопедия. Т. 2. М., 1988. С. 452]. Ряд исторических свидетельств указывает на то, что в христианских хранилищах еще содержатся древнейшие русские источники, возможно, целые книги, о существовании которых говорили многие ученые середины XX в., писали энциклопедии. Возможно, через какое-то время государству удастся убедить Церковь обнародовать эти источники. Россия является чуть ли не единственной страной, которая непонятным образом лишена своей древней истории. Хотя по тем данным, которые сейчас получают другие науки, история Руси самая насыщенная и самая древняя. Уже доказано генетиками, антропологами, археологами, что «…человек современного типа возник на Русской равнине, в самом ее центре — в Московском регионе и чуть южнее, до Воронежа. Собраны богатейшие сведения об истории русского народа, которая начинается с глубин 50-го тысячелетия до н.э. и существует на всем протяжении мезолита, неолита и других древних веков… И оттуда, с той немыслимой глубины тысячелетий черпает свою духовность русский народ. Глубина древнерусских преданий глубока настолько, что в мире больше нет такого народа, который мог бы похвастаться столь глубокими корнями» [Тюняев А.А. Древнейшая Русь. Сварог и сварожьи внуки // Исследования древнерусской мифологии. М.: Белые альвы, 2011. С. 12, 13]. В этом номере журнала представлены различные мнения о создании Древнерусского государства, о происхождении русов. У каждого автора своя система аргументации, своя точка зрения. Нам еще предстоит разобраться и написать историю Древней Руси, практически с чистого листа. Благо, сегодняшняя ситуация в России благоприятствует к проведению исторических исследований с использованием междисциплинарного и комплексного подходов. Не хватает лишь осознания государством важности таких исследований и хотя бы базовой поддержки. Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Гусев Б.Н. Самые нужные и полезные уроки… из журнала | ||
8 | Рыбаков С.В. «Откуда есть пошла Русская земля»? | ||
18 | Егоров В.Б. Как возникла первичная русь? | ||
32 | Егоров В.Б. Когда возникла Киевская Русь? | ||
46 | Пенской В.В. От «незнающих боевого порядка» склавов и антов к «стене» Святослава | ||
54 | Бабушкин А.Ю. Рюрик как историческая личность | ||
60 | Боровков Д.А. В чем выражалась древнерусская государственность IX–X вв.? | ||
66 | Селезнев Ф.А. Любовь к детям как двигатель истории: Юрий Долгорукий и русско-булгарские отношения в первой половине XII в. | ||
72 | Стародубцев О.В. Начало грамотности и школы Древней Руси | ||
78 | Казарин В.П. 1150 лет духовному сретению Византии и Руси | ||
86 | Рыжкова-Гришина Л.В. К вопросу о происхождении языка: исторический ракурс | ||
94 | Шпаковский В.О. Об альтернативах «выбора вер» |