История в подробностях № 7(25) 2012. Франция: штрихи к портрету

    К Франции и ее столице у россиян совершенно особое отношение: трепетное, почти сакрально-возвышенное. Оно передается из поколения в поколение, иногда кажется, что на генном уровне. Истоки этого отношения сейчас уже трудно определить наверняка, но всякий россиянин любит Францию и Париж априори, задолго до встречи и очного знакомства с ними. Меняются времена и лица, но не меняется наше отношение к этому европейскому государству. «Ах, Франция! Нет в мире лучше края! — / Решили две княжны, сестрицы, повторяя / Урок, который им из детства натвержен». В этих трех строках из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», думается, как нельзя лучше отражены и лаконичный образ Франции, закрепившийся в массовом сознании, и наши чувства к ней, и механизмы их формирования, и ироничное, а то и критично-саркастическое отношение нас самих к этому феномену.
    Культурные, торгово-экономические и политические связи России и Франции имеют давние традиции и богатую историю, восходящую еще к временам Киевской Руси — Анна Ярославна, дочь Великого князя Киевского Ярослава Мудрого, четверть века была королевой Франции (1049–1075). Связи двух стран всегда носили динамичный характер и несмотря ни на что (дружбу и вражду, мир и войну) отличались взаимным интересом. Наверное, ни одна из стран не оказала такого культурного влияния на Россию, как Франция. Во второй половине XVIII – начале XIX в. это влияние достигло своего апогея. Французский язык, по сути ставший вторым государственным, французская философская и научная мысль, литература и искусство, мода и стиль жизни бесспорно оказали огромное влияние на жизнь русского общества, его вкусы и идеалы, общественное сознание и русскую культуру в целом. Несколько поколений русских образованных людей выросли на этой культуре и искренне считали ее своей.
    Закрепившийся в массовом сознании образ Франции во многом родом из XIX столетия. Этот образ создавался при деятельном участии воспитанных на французской культуре русских писателей и мыслителей и живет благодаря их книгам и художественному таланту, его силе, убедительности и очарованию. «Книга, — отмечает Ю.В. Николаева, — закладывает основы наших представлений о других народах, их истории, характере, традициях, формируя те глубинные стереотипы, на которых затем базируются наши дальнейшие знания о них». Все верно. Неудивительно, что наши представления о Франции, французах, французской истории и культуре искажены и нередко не имеют ничего общего с реальностью — реальной Францией, реальными французами, реальной историей, культурой и традициями этой страны.
    Данный номер журнала — это штрихи к культурно-историческому портрету Франции, попытка разглядеть сквозь призму наших глубинных стереотипов реалии Франции и русско-французских отношений.

    Михаил Кобылинский, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "История в подробностях" № 7(25) 2012
    "Франция: штрихи к портрету"

    3   Слово редактора
    6   Кобылинский М.Ю. Хлодвиг I — крещение короля франков
    16   Шпаковский В.О. Что изображает гобелен из Байё?
    30   Данков М.Ю. «Первоклассный офицер, дуэлянт, придворный шут, дезертир…»
    38   Лукоянова М.А., Максимова С.И. Экспедиция Лаперуза на карте России
    52   Киясов С.Е. Наполеон в Египте и Сирии (оккультные тайны Восточного похода)
    62   Сидорович Е.С. Экономическая деятельность французских аристократов в Новороссии в первой половине XIX в.
    64   Николаева Ю.В. Русская книга начала XIX в. как отражение русско-французских отношений
    72   Боголюбова Н.М. Французский театр в Петербурге в середине XIX в.
    78   Терещук Н.М. Французский консул
    82   Можаева Л.А. «Русский мир» детей и подростков во Франции
    90   Долматова Е.А. Французская модель трансформации колониальной империи
    96   Кобылинский М.Ю. Питание французов в послевоенные годы: от еды к гастрономии

     

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370

         

    © Эдисьон Пресс 2019