![]() Особый интерес для историков представляют литературные памятники, созданные современниками описываемых событий. Они являются своеобразными документами эпохи и одним из источников знаний о прошлом. Историческая беллетристика таким источником для исторической науки служить, конечно, не может, исторические факты здесь сочетаются с художественным вымыслом. Писатели создают собственные художественные образы, решают собственные художественные задачи. Одни и те же исторические личности и события не только по-разному описываются, но и по-разному трактуются писателями разных эпох, литературных направлений и философско-эстетических взглядов. Авторы исторических романов и повестей представляют собственные исторические концепции, свое видение истории, порой вообще работают в жанре альтернативной истории («а что было бы, если…»). Историческая беллетристика в увлекательной форме, посредством занимательных сюжетов и ярких, убедительных образов знакомит читателей с исторической действительностью. Писатели в деталях воссоздают эпоху, ее атмосферу и колорит, пытаются разгадать тайну прошлого, загадку той или иной исторической личности, понять ее цели, поступки и их мотивы. Как следствие — читатели становятся соучастниками описываемых событий, сочувствуют и сопереживают литературным персонажам. Неудивительно, что представления людей о прошлом и его героях во многом формируются не исторической наукой, а историческими романами и повестями. Литературные интерпретации исторических событий вызывают живой интерес к истории и историческим личностям, приглашают к размышлению, сопоставлению и анализу исторических фактов, поиску. Литература не столько отвечает на вопросы, сколько правильно их ставит, обнажает проблемы, привлекая внимание общества и исторической науки, в частности, к их разрешению. Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Лазарев Н.Я., Мантров Ю.Н. Древнеславянский вариант Дива-Митры в «Слове о полку Игореве» | ||
16 | Широков А.Т. Тайны отступают: Раскрыто имя автора «Слова о полку Игореве» | ||
22 | Пенской В.В. Куликовская битва в «Сказании о Мамаевом побоище»: реальность и литературный вымысел | ||
30 | Королева О.В. Повседневная жизнь восточного города в английской литературе о путешествиях (конец XVI – первая треть XVII вв.) | ||
38 | Зябликов А.В. Кавказская война в поэтическом восприятии М.Ю. Лермонтова | ||
48 | Ищенко Н.А. «…отважные скачут шестьсот…»: Атака легкой кавалерии у Балаклавы в истории, литературе и культуре Великобритании | ||
56 | Курьянова В.В. «Севастопольская песня» Льва Толстого: историческая основа и литературная интерпретация | ||
66 | Казарин В.П., Новикова М.А., Криштоф Е.Г. Стихотворение О.Э. Мандельштама «Золотистого меда струя из бутылки текла…» (Опыты реального комментария) | ||
76 | Ефетов К.А. «Скульптурный секс» Владимира Набокова (Перевод стихотворения «A Discovery») | ||
82 | Ярмолич Ф.К. Действительность сквозь призму: история и цензура в 1920–1950-е гг. | ||
86 | Рыжкова-Гришина Л.В. «Суть и соль истории людской…»: Историческая тема в произведениях Н.И. Тряпкина | ||
90 | Петрыкина Д.В. Габриэль Гарсиа Маркес: хроники латиноамериканской трагедии | ||
{Творческое наследие} | |||
96 | Зимин И.В. Историческая «альтернативка». Личный взгляд… |