![]() Эта наивность и сегодня, как и на протяжении веков, присутствует в головах многих наших сограждан, взирающих на Запад, раскрыв рты. Заимствуя от него безрассудно все и вся, мы, не приходя в сознание, продолжаем уничтожать свои традиции и свою культуру, подменяя их чужими. Заимствование достигло такой глубины, что название нашей страны, уже какой век, произносится на греческий манер — Россия (от греч. Ρωσία — Россия, буквально Росия, так в Византии называли Русь), а не Русь, как подобает, если бы мы хранили свою культуру и язык. Греки отнюдь не прониклись к русским «любовью» к ближнему своему, а хулили их. В конце 1640-х гг. Арсений (Суханов) из подворья Зографского афонского монастыря в Молдавии доносил царю и Московскому патриарху о имевшем место на Афоне сожжении книг московской печати как еретических. В большинстве своем греки, приезжавшие в Москву, были аферистами и проходимцами, искавшими скорее легкой наживы, чем болеющими о благочестии Православия. Церковная реформа патриарха Никона расколола русский народ, прежде всего, духовно. Желающих «ходить по старине» оказалось не так уж и мало. В стоянии за «старую веру», несмотря на кровопролитие и насилие, учиненные царской властью и «никоновской» церковью, пред нами предстали Великими русскими людьми пустозёрские узники протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон Феодор, соловецкий инок Епифаний, сожженные в срубе 14 (24) апреля 1682 г. после 14-летнего земляного томления; боярыня Морозова (Соковнина) Феодосия Прокопьевна, погибла за «старую веру» от голода 2 (12) ноября 1675 г. в тюрьме Пафнутьево-Боровского монастыря; суздальский священник Никита Пустосвят (Никита Константинович Добрынин), казнен 6 (16) июля 1682 г. на Лобном месте в Москве и мн. др. Тысячи лучших людей сгубили. «Святорусская душа народная в ее лучших и огненных элементах, эсхатологически напуганная этим крушением идеала чистоты московского Православия, кинулась в леса и дебри старообрядческих, а потом и сектантских захолустий с общенационального пути церковного, государственного и культурного развития. <…> Это было невозвратимой растратой духовной энергии, огромным несчастьем в жизни Церкви и России, решающей катастрофой в судьбах Святой Руси. Это раскололо душу народа и помрачило национальное сознание» (А.В. Карташев). По словам В.О. Ключевского, под византийским влиянием мы были холопы чужой веры, под западно-европейским стали холопами чужой мысли. Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Кузнецов Д.В. Церковный раскол XVII в. как фактор кризиса общественного сознания в России | ||
20 | Урушев Д.А. Начало русской драмы | ||
26 | Моисеева О.В. Социально-экономическое положение Православной Церкви и ее идеологическая роль в жизни русского общества XVII в. | ||
34 | Кузнецов Д.В. Церковный раскол XVII в. и его влияние на судьбу России: историческая реальность и утраченная альтернатива | ||
52 | Пулькин М.В. Инок Евфросин и самосожигатели | ||
58 | Гринченко Я.С. «Поиск потерянного рая…». Старообрядческое движение XVII в. в колонизации Дона | ||
62 | Ляпин Д.А. Истребление дьявола: Жизнь и учение Кузьмы Косого | ||
68 | Пулькин М.В. Взаимодействие без конформизма: старообрядческие полемические произведения о взаимоотношениях с приходским духовенством | ||
72 | Товбин К.М. Семиотический традиционализм старообрядцев | ||
78 | Гринченко Я.С. «Дониконовские» традиции в современном мире. Культура староверов Нижнего Поволжья | ||
86 | Шпаковский В.О. Разнообразие… церковное | ||
{Творческое наследие} | |||
90 | Зырянов А.В. Традиция |