![]() Вторым правителем улуса был сын Джучи Бату (рус. Батый), который расширил территорию своих владений, возглавив общемонгольский Западный поход. Батый завоевал Волжскую Булгарию, разорил и покорил Русь, дошел до Адриатики, Балтики и Центральной Европы. Узнав о смерти Угэдэя, он завершил поход и вернулся в Поволжье, основав город Сарай-Бату — столицу Золотой Орды. Берке стал правителем улуса в 1257 г., после странной кончины Сартака и Улагчи. Он принял ислам, но исламизации широких слоев населения не преследовал. Его правление отмечено активизацией градостроительства. Города застраивались мечетями, минаретами, медресе. Столица Сарай-Бату стала называться Сарай-Берке. Полную независимость от Монгольской империи Улус Джучи получил в правление Менгу-Тимура, провозглашенного первым ханом Золотой Орды. Период золотоордынского расцвета пришелся на правление хана Узбека, установившего ислам государственной религией. Мятежи эмиров были жестоко подавлены — 120 чингисидов казнено. Узбек построил город Сарай аль-Джедид и перенес туда столицу. С 1359 по 1380 гг. на престоле сменилось более 25 ханов, многие уделы стремились к независимости. Это время в русских источниках упоминается как «великая замятня». Бесспорно, взаимопроникновение культур Руси и Золотой Орды состоялось, насколько глубоко, — тема отдельных исследований. Но один из примеров приведем. Записки папского дипломата Джованни дель Плано Карпини и посла Людовика Святого Гийома де Рубрука изобилуют описаниями требований подарков, передвигаясь от одной заставы к другой: «Подарки давай! Давай подарки! Где подарки?». Требования превращались в неприкрытое вымогательство и внушение, что гость им должен подарки с самого своего рождения. Какой обоз подарков нужно было иметь, чтобы добраться до хана и одарить его самого, жен, детей, свиту, чтобы он остался доволен и решил вопрос положительно? Этот обычай глубоко проник в сущность российских государственных служащих (т.н. чиновников). Маловероятно решить какой-либо вопрос без подарков. Волна завоеваний и покорения далеких земель имеет свойство возвращаться обратно. Кого только нет сегодня в Лондоне и Париже, после английской и французской экспансии. Монголы направили свой вектор завоеваний на запад — русские к ним пришли. Русские пришли в Среднюю Азию и на Кавказ — посмотрите на сегодняшнюю Москву. В этом смысле стоит крепко задуматься в какую сторону идти. И нужно ли, вообще, идти в какую-то сторону? Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Рыбаков С.В. Золотая Орда без мифов и стереотипов | ||
8 | Наумов И.Н., Шарапов Д.Ю. Становление и развитие золотоордынской городской культуры | ||
16 | Седова О.В. Поэты Золотой Орды | ||
18 | Моисеев М.В. Дипломатический церемониал Золотой Орды и «ордынское наследие» | ||
22 | Дедов А.И., Дедова Г.М. Батый. Блицкриг XIII века | ||
30 | Соляниченко А.Н. О возможности партизанского сопротивления нашествию Батыя: невостребованный опыт Евпатия Коловрата | ||
32 | Рыбаков С.В. Между двух огней | ||
38 | Чубур А.А. Леса Воронокские, Гусин брод и слободы Ахматовы. Об исторической географии Курского Посемья и его округи в XIII–XV вв. | ||
44 | Селезнев Ф.А. Нижегородское княжество и Золотая Орда в начале «великой замятни» (1357–1370 гг.) | ||
50 | Селезнев Ю.В. «Как Мамай прошел?» Ордынский правитель времени системного кризиса | ||
56 | Ляпин Д.А. Проигранные битвы Золотой Орды | ||
60 | Пенской В.В. Злой гений | ||
66 | Долгов В.В. Золотая Орда и Русь: К вопросу о специфике культурного и генетического взаимодействия | ||
72 | Сочнев Ю.В. Православная Церковь в системе взаимоотношений Руси и Золотой Орды | ||
80 | Скорик А.П., Бондарев В.А. Золотая Орда и казаки: к вопросу о происхождении донского казачества | ||
{Творческое наследие} | |||
88 | Памяти Леонида Николаевича Лопатина | ||
92 | Лопатин Л.Н. СССР — цивилизационный феномен или сумерки цивилизации? |