Более чем тысячелетняя история Византии впечатляет своим долголетием, масштабом, драматизмом, философско-религиозным учением, творческим великолепием, военной и другими науками. Достижениям ромеев несть числа. Порой кажется, что грани этого чудесного изумруда человеческой цивилизации неиссякаемы, — чем пристальнее всматриваешься, тем больше граней. Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков XVI в. Оно происходит от первоначального названия Константинополя — Византий. Сами византийцы называли себя римлянами, а державу свою — Римской империей. Западные источники продолжительное время именовали ее «империей греков», арабские — «армянской державой», в Древней Руси — «Греческим царством», а ее столицу — Царьградом. В 395 г. завершается окончательный раздел Римской империи на Восточную и Западную. В течение последующих двух веков формируется индивидуальный облик Византии, а в VII в. греко-византийский язык становится государственным. Христианство стало основополагающим и цементирующим фактором в становлении и развитии византийской цивилизации. Казалось бы, вера должна была укреплять, объединять и способствовать преодолению тернистого пути. Как известно, ни одна религия мира не терпит инакомыслия, особенно это касается Средневековья. По этой причине в среде духовенства начинаются склоки, взаимные обвинения в ереси, интриги в борьбе за власть, взаимные предания анафеме… Так, 16 июля 1054 г. кардинал Гумберт от имени Папы вручил отлучительную грамоту в адрес Патриарха Михаила Керулария. Свершился окончательный раскол Церкви на Римско-католическую и Православную. Помимо внутренних раздоров христиан, Византия испытывала постоянный и непримиримый культурно-религиозный антагонизм со стороны ислама и варварских государств. Порой приходилось вести одновременно несколько войн. Христиане не горели желанием защищать свое Отечество, а зачастую умышленно избегали военной службы на религиозном основании. Различные деятели Церкви по-разному толковали Священное Писание, доходя до маразма, утверждая, что защита государства является ничем иным, как убийством, при этом не желали видеть реалий: если не убьешь ты — убьют тебя. Империя ромеев стала надежным щитом для молодых европейских государств на пути исламского вторжения. А в это время Европа спорила за власть в западном мире, примеряя корону римских императоров. Времена, когда Византия была центром мироздания уже прошли, «нерадивые детки» подросли и всадили ей нож в спину, разграбив Константинополь в 1204 г. Имея подавляющее численное превосходство населения города над крестоносцами, Константинополь был сдан знатью и миролюбивыми верующими. От этой смертельной раны Византия больше не оправилась, несмотря на тщетные попытки Палеологов возродить былое. Последний бой Константинополь принял в 1453 г., сражаясь два месяца в осаде турок-османов. Император Константин XI Палеолог не сдал город, не покинул войска, а сражался среди обычных воинов и пал достойно на поле брани 29 мая 1453 г. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [Ин. 15, 13]. Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Калашников В.Д. Государство и власть в Византийской империи | ||
16 | Амеличев А.С. Противостояние Запада и Востока и роль Византии в решении «восточного вопроса» | ||
20 | Естрина О.В., Петрова И.А. Византизм: генезис феномена | ||
30 | Пенской В.В. Война и мир в Византии | ||
40 | Шпаковский В.О. Вооружение всаднической элиты Византии | ||
46 | Горелов В.Н. Поход на Константинополь. Две стороны одной и той же иллюзии | ||
54 | Кибасова Г.П. Византия: у истоков иконописания | ||
60 | Седова О.В. Поэзия византийской императрицы Евдокии (Афинаиды) | ||
64 | Долгов В.В. Русь — «нелюбимая дочь» Византии | ||
70 | Дулина Н.В., Наумов И.Н., Шарапов Д.Ю. Cлед Великой империи: Византизм и византийское наследие на российском Юге | ||
76 | Селезнев Ю.В. Византийский поход Ногая | ||
{Творческое наследие} | |||
80 | Широков А.Т. «Не славу нянчу, но слова…» | ||
92 | Усольцев В.А. Алексей Степанович Хомяков: взгляд великого мыслителя из XIX в. в будущее России | ||
Axion Estin. Достойно есть (Византийский распев).
|
|||
Византийская Христианская песня. Исполнитель Fr. Nikodimos Kabarnos
|
|||
Херувимская песнь
|