История в подробностях № 4(46) 2014. Питейная культура

Серьезным пороком нашего общества является пьянство. Не решив этой проблемы, мы обречены на неудачу в решении любого другого вопроса. По данным Всемирной Организации Здравоохранения за последние годы уровень потребления чистого алкоголя (спирта) на душу населения в России составил 15,76 л в год. И этот показатель растет.
Подавляющее количество преступлений совершается в нетрезвом виде. Растут смертность и заболеваемость, увеличиваются расходы на здравоохранение, правоохранительные органы, пенитенциарную систему и т.д. Уменьшается рождаемость, падает производительность. Пьяный человек не способен на инновации, ему даже невозможно что-либо объяснить. И самое страшное, общество культурно деградирует.
Бытует миф, что русские во все времена пили. Зачастую частные случаи выдаются за массовые явления и тиражируются, навешивая ярлыки на весь народ. На самом деле, Россия на протяжении всей истории была самой непьющей страной мира, вплоть до конца XX в. А по сему, пьянство является насущной проблемой современного общества. Это не означает, что русские совсем не пили. Пили в меру и по особому случаю, существовала целая культура пития.
Древние славяне вообще не знали, что такое водка. Славяне пили мед, который по крепости сопоставим с пивом. Медовый напиток, как правило, был атрибутом княжеского или боярского стола и малодоступен простому обывателю, по причине дороговизны. Продолжительное время спиртное было импортным товаром и считалось роскошью, поэтому на Руси не было праздников вина и богов виноделия, в «Русской правде» нет наказаний за пьянство, поскольку этот порок был неактуален.
При Алексее Михайловиче на Русь хлынули дельцы из Англии с табаком и алкогольными напитками, где в то время непьющий не считался джентльменом. Пили в основном иностранцы в Немецкой слободе. Там же и Петр I пристрастился к дурманящим напиткам. Даже при Екатерине Великой, когда кабаки были повсеместно, более 90 % русских были непьющими.
К середине XIX в. потребление чистого алкоголя составляло 4–5 л на чел., что уже воспринималось как трагедия. Пьянство процветало в городах. При этом в деревне жили коллективной ответственностью, миром, которые не давали человеку не только упасть, а даже начать падать. Энгельгардт отмечал: «Я удивлен был той трезвостью, которую увидел в наших деревнях». В результате борьбы с пьянством потребление алкоголя к концу XIX в. падает до 2 л на чел. Показатели середины XIX в. возвращаются лишь к 1913 г. В 1914 г. Николай II вводит «сухой закон» по обращению земств и более 400 обществ трезвости. Несмотря на угар нэпа потребление алкоголя в 1932 г. составляло 1 л на чел., в 1950 г., — менее 2 л. И только в 1965 г. оно выросло до уровня 1913 г. Критический рубеж в 8 л, отделяющий пьющие страны от малопьющих, мы преодолели в 1990-х гг., когда СМИ были забиты рекламой алкоголя.
Пытаться сделать всех абсолютными трезвенниками тоже было бы неверно, имея уже сложившиеся традиции. Неспроста на юге России говорят о тех, кто не пьет: «чи хворый, чи подлюка». Не надо «бороться» с бутылкой. Надо воспитывать человека, пропагандировать культуру пития, питания, а заодно и труда, создавать условия жизни человека более интересными, нежели алкоголь. Злостных алкоголиков необходимо привлекать к ответственности, поскольку они являются дееспособными и совершеннолетними гражданами, и принуждать соответствовать общественной морали.

Михаил Кобылинский, главный редактор

 

Полистать журнал

 

Содержание номера
"История в подробностях" № 4(46) 2014
"Питейная культура"

3   Слово редактора
6   Долгов В.В. «Питью свой срок и мера» — много ли пили в Древней Руси?
14   Моисеев М.В. Алкоголь и дипломатия. Спиртное в практике русского Посольского приказа XVI – нач. XVII вв.
18   Жиброва Т.В. «Питухов от кабаков не отгонять»: питейные сборы на юге Руси в XVII в.
24   Данков М.Ю. Что и как пилось в кабаках заводской Петровской слободы?
30   Травер П.В. Социальное значение питейных заведений в городской и деревенской культуре России конца XIX в.
40   Безгин В.Б. Магарыч: спиртное в общественном укладе и традициях русского села
46   Пулькин М.В. Противоречивый мир пьянства: Закон и традиции
52   Травер П.В. Винная монополия 1894 г.: бюджетный интерес или попытка искоренить пьянство
62   Маслова И.В. Пьянство как форма девиантного поведения в среде провинциальных горожан Российской империи во второй пол. XIX – нач. ХХ вв.
66   Быкова А.Г. Попечительства «О народной трезвости» в истории трезвенного движения в России в 1894–1914 гг.
72   Лопатина Н.Л. Заметки современников разных эпох о культуре пития русских
76   Багдасарян С.Д., Панкова-Козочкина Т.В. Алкоголизм и борьба с ним в селах и станицах в 1920-е гг.
82   Ульянова С.Б. Потребление алкоголя рабочими промышленных предприятий в 1920-е гг.
88   Бондарев В.А. Пьянство в судьбах партийно-советских работников эпохи нэпа: об одном скандале в кубанской парторганизации в 1927 г.
94   Молодов О.Б. Антиалкогольное направление политики атеизации населения (1919–1980-е гг.)
 

Давно мы дома не были. Муз. Соловьев-Седой В., сл. Фатьянов А., исп. Бунчиков Б., Нечаев В.

Волховская застольная. Муз. Любан И., сл. Шубин П.

Вечерняя застольная. Муз. Розенбаум А., сл. Розенбаум А. исп. Кобзон И., Розенбаум А., Лепс Г.

 

Индекс цитирования 

 

Рейтинг@Mail.ru

Контакты

     

mail@editionpress.ru

+7 926 812 0370

     
     

detsad@mail.ru

+7 926 812 0427

     
     

istoria@editionpress.ru

+7 926 812 0370

 

© Эдисьон Пресс 2017