Иноземные нашествия, разорения и духовное опустошение Русь переживала не единожды. Наши предки в трудах и стяжаниях духа каждый раз находили способы сохранения национальной и культурной идентичности русского мира. Нам выпало жить во времена разрушения и духовно-нравственного опустошения. В эпоху информационных войн и власти транснациональных корпораций, сведших институт государства на нет путем манипулирования национальными политиками, важнейшее значение приобретают духовно-нравственные ценности народа и вдохновляющие примеры жизни его духовных и нравственных лидеров. Прежде всего, нас интересует житие преподобного Сергия Радонежского, воскресившего духовные и нравственные силы народа, заложившего духовный фундамент Русского государства. В те времена Русь была терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами. В.О. Ключевский оценивал последствия нашествий вражеских орд: «Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища выхода». Как известно, на Руси прямых дорог не бывает. Преподобный Сергий ушел в глухие леса, предался пустынножительству, а обернулся иконой русского духа и веры, Игуменом земли Русской, хоругвью нации. Трудолюбие, простота, благочестие, кротость, терпение, составлявшие нравственную основу Преподобного, крепость духа и твердость веры в то неспокойное время казались людям редким, почти невозможным явлением. Весть о радонежском подвижнике распространялась из уст в уста. Примечательно, что преподобный Сергий не оставил нам письменного наследия, ни единой строки, но его живой пример, образец духовной жизни и служения были приняты русской душой и явились источником духовно-нравственного возрождения народа. Самоотречение и самопожертвование ради общего блага — один из главных заветов Преподобного. Сергий не стремился возвыситься над людьми, желал быть равным среди равных. Будучи игуменом в Троицком монастыре, подавал пример смирения и трудолюбия: рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, кроил и шил для братии обувь и одежду, носил воду из источника и ставил у каждой кельи, терпел тяготы и лишения, страстно молился… Даже когда митрополит Алексий, видя близость кончины, призвал Преподобного, чтобы вручить ему митрополичий золотой крест, Сергий молвил: «Прости меня, святой владыка, — в молодых летах не носил я золота, тем более в старости надобно оставаться в нищете». Преподобный Сергий Радонежский — светоч земли Русской, оказался тем человеком, чей авторитет был непререкаем, за кем пошли люди. Его пример, труды и деяния вдохновили, сплотили народ, а духовное наследие повлияло на русскую ментальность. Укрепились духовно-нравственные основы русского народа и приоритет духовной жизни. В душе наших предков, прежде всего крестьян, жило чувство высшей справедливости — жить по-доброму, по правде, вознаграждать по совести. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20–21). Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Антощенко А.В. Место преподобного Сергия Радонежского в концепции древнерусской святости Г.П. Федотова | ||
16 | Кибасова Г.П. XIV век: Русь на перепутье | ||
22 | Ляпин Д.А. Система символов в «Житие Сергия Радонежского» | ||
28 | Гринченко Я.С. Нравственные заветы Сергия Радонежского в русской истории | ||
34 | Гринченко Я.С., Чернышева И.В. «Ангел земли Русской»: преподобный Сергий Радонежский и традиции резной деревянной игрушки | ||
40 | Маркина И.В. Образ святого Сергия Радонежского в русской живописи | ||
46 | Седова О.В. Образ Сергия Радонежского в рассказе И.С. Шмелева «Куликово поле» | ||
50 | Чубур А.А. Из истории духовного подвига пустынножительства. Мифы, факты и «белые пятна» в житие преподобного Нила Столобенского | ||
58 | Соляниченко А.Н. Пустынножительный монастырь и хозяйственное освоение заволжской нови | ||
68 | Четырина Н.А. Сергиевский посад — город с именем Преподобного (кон. ХVIII – нач. ХIХ вв.) | ||
76 | Молодов О.Б. Кампания по вскрытию мощей православных святых в 1919 г. | ||
{Творческое наследие} | |||
80 | Иванов А.В. Вступительное слово к сборнику эссе «Войны XX века в судьбах моей семьи» | ||
81 | Памяти Алексея Викторовича Иванова | ||
90 | Дедов А.И., Дедова Г.М. Воронежский кремль 1615 г. | ||
Православная Русь глазами Михаила Васильевича Нестерова.
|
|||
Стихира преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу (путь).
|
|||
Житие преподобного Сергия Радонежского
|
|||
Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада (о вскрытии мощей прп Сергия Радонежского)
|