История в подробностях № 7(49) 2014. Ведическая Русь

    Ведическая Русь, которую называют языческой, дохристианской, доолеговской, представляет живой интерес для современников. Многие хотели бы знать, чем жила Русь до крещения? Явный дефицит источниковой базы не позволяет воспрепятствовать появлению различных кривотолков и домыслов, негативные последствия которых мы наблюдаем в последние два десятилетия. Возникает множество неоязыческих движений, которые в своих учениях не имеют никакой исторической достоверности. Возьмем так называемые славяно-арийские веды — фантазия низкой пробы. Любителям фэнтези (литература, в которой аксиоматику мира устанавливает сам писатель) рекомендуем обратиться сразу к классикам — Р. Толкину, например. В действительности же ни русских, ни славянских вед не существует.
    Тем не менее, достоверные источники у нас все же есть — это письменные свидетельства, археологические артефакты, фольклор, дошедший до наших дней. Более того развиваются точные науки, возникают новые научные направления, например, генетика. Опираясь на это и будем по крупицам собирать нашу «забытую» (уничтожавшуюся на протяжении веков и неоднократно переписанную) историю. Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает.
    Ведь, ведун («вѣдь», «вѣдовьство», «вѣдьство») — в значении «волхвования» (Виноградов В.В. История слов. М., 1999. С. 751). А также «вѣдун», «вѣдунья» отмечаются только в русских памятниках — в летописях и грамотах (Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола. Кн. 2. Пг., 1920. С. 298, 299). Ведун (от глаг. ведать, знать) и его синонимы: вещун, вещий — означают человека знающего, одаренного сверхъестественною мудростью, отчего ведовство, вещьба и до сих пор удержали смысл предсказания мудрости (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890–1907). Другими словами, альтернативное название темы данного номера журнала могло бы звучать — «Вещая Русь».
    Язычество (от церк.-слав. языцы «народ», «племя») — идолопоклонство, политеистические религии, противопоставляемые христианству. Термин происходит из Нового завета. Язычник — идолопоклонник, последователь язычества. Наряду с этим употреблялось слово «поганый», «погань», «поганец» (от лат. paganus) — нечистый с религиозной точки зрения, нехристианский, иноверец.
    Ведическая Русь была нисколько не менее нравственной, не менее культурной, чем Русь христианская. Об этом нам свидетельствуют памятники письменности и фольклор: красота и поэтичность слова, утверждение добра и любви. Наши пращуры жили в ладу с Природой, имели интуитивное мироощущение, почитали своих предков, и родителей, и дальних, и первых, любили свою землю Русскую. Для древнего человека ценность понятия Родины была не менее значима, чем для современника. «Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. <…> Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский!» (Н.К. Рерих).

    Михаил Кобылинский, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "История в подробностях" № 7(49) 2014
    "Ведическая Русь"

    3   Слово редактора
    6   Усольцев В.А. Ведическая Русь и истоки славянской цивилизации
    14   Лазарев Н.Я., Мантров Ю.Н. Ведический (индоарийский) период в истории славян
    20   Скорик А.П., Бондарев В.А. Славянское жилище: бытовое обустройство и историческая преемственность
    30   Рыжкова-Гришина Л.В., Гришина Е.Н. Старинные русские праздники как выражение эстетических представлений народа
    36   Гуляева Е.Ш. Традиции сохранения здоровья в культуре повседневности Древней Руси
    40   Белова Л.И., Гуляева Е.Ш. Заговоры в культуре и врачевании Древней Руси
    46   Чубур А.А., Касимчук Е.А. Ярило — Месяц Ясный? Лунницы как символы плодородия и магическая защита праславян
    52   Седова О.В. Символика красного цвета в славянском язычестве
    56   Ермолаева Л.К. Архетип кузнеца как сущность ментальности русского этноса
    62   Коваленко С.В. Образ медведя как исторический символ самоорганизации русского народа
    68   Ляпин Д.А., Седова О.В. Образ коня в славянском язычестве
    72   Ляпин Д.А. Образ змея в мифологии славян
    78   Русин Д.В. Образ колдуна в народном сознании
        {Творческое наследие}
    82   Можаева Л.А. «Политика вошла в Церковь…». Митрополит Евлогий (Георгиевский Василий Семенович)
    92   Зырянов А.В. Время собирать камни
     

    Песня о Родине. Исп. Рябкова Валентина

    Скоморошьи наигрыши. Архивная запись ТВ СССР. Гусли. Играет Давид Борисович Локшин

    Отрывок из оперы А.П. Бородина "Князь Игорь"

    Земля Русская. Ансамбль "Живая Вода"

    Гусли. Исп. Анухин Максим

    Деревенские пейзажи в живописи. Архиповский Алексей, балалайка

     

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370