«Мой милый друг», — устоявшееся обращение Елизаветы Алексеевны Арсеньевой к внуку Михаилу. Бабушка, мама, друг — триедино воплощенные в одном лице — может ли быть в жизни более важный и близкий человек? Существует ли какой-либо способ отблагодарить сполна все эти труды, хлопоты и самопожертвование? «Милый любезный друг Мишынька. Конечно мне грустно, что долго тебя не увижу, но видя из письма твоего привязанность твою ко мне, я плакала от благодарности к богу, после двадцати пяти лет страдания любовию своею и хорошим поведением ты заживляешь раны моего сердца…» [Тарханы, 18 октября 1835]. «Милая бабушка… Прощайте. Целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук М. Лермантов» [Царское Село, апрель-май 1836]. «Милая бабушка!.. Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь ваш вечно привязанный к вам и покорный внук Михаил» [Пятигорск, 18 июля 1837]. «Милая бабушка… Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны; целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук М. Лермонтов» [Пятигорск, 28 июня 1841]. Из приведенных цитат переписки Е.А. Арсеньевой и М.Ю. Лермонтова совершенно очевидными становятся отношения бабушки и внука. Здесь нечего добавить. Все эти мифы и домыслы о «злой и жадной старухе», о «промотавшемся отце», об «избалованном ребенке» разбиваются как волны о скалы сами собой. Мы пребываем в плену иллюзий, навязанных нам недоброжелателями. Один из первых биографов Лермонтова П.К. Шугаев, ради увлекательного изложения истории семьи, опубликованной в журнале «Живописное обозрение», записывал слухи и легенды, бродившие в Чембарском уезде. Отсюда появилась ужасная фраза «Собаке собачья смерть», якобы произнесенная Е.А. Арсеньевой по случаю смерти мужа М.В. Арсеньева. Та же самая фраза вложена в уста Николая I по случаю гибели поручика Лермонтова. Все это не соответствует действительности. Созданный образ «промотавшегося» отца — это все слова одной песни. Не было никакой продажи ребенка за 25 000 руб. Эта сумма была одолжена векселем Е.А. Арсеньевой у Ю.П. Лермонтова 21 августа 1815 г. на год и под проценты, на что существует запись Чембарского уездного суда, а погашена была сполна 1 мая 1819 г. и без процентов, по-родственному. Также является преувеличением «война» тещи и зятя за ребенка. Юрий Петрович «сжалился над горем тещи своей, а другой бы не сделал того — и не оставил бы своего детища». В своем завещании сыну он пишет: «Прошу тебя уверить свою бабушку, что я вполне отдавал ей справедливость во всех благоразумных поступках ее в отношении твоего воспитания и образования и, к горести моей, должен был молчать, когда видел противное, дабы избежать неминуемого неудовольствия. Скажи ей, что несправедливости ее ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о ее заблуждении, ибо явно она полагала видеть во мне своего врага, тогда как я готов был любить ее всем сердцем как мать обожаемой мною женщины». Все сказано, к словам первых лиц нечего добавить. Юбилей — хороший повод обратиться к произведениям Лермонтова, перечитать их, переосмыслить. Ведь каждое произведение — это труд, а Михаил Юрьевич был настоящим трудягой. Уместно вспомнить Ивана Алексеевича Бунина. На закате своей жизни он пришел к убеждению, что для него главный русский поэт — Михаил Юрьевич Лермонтов. Михаил Кобылинский, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
3 | Слово редактора | ||
6 | Змеев В.А. Михаил Лермонтов в Московском университете | ||
14 | Бойкова И.П. Лермонтовский круг: усадьбы и судьбы | ||
20 | Антимонов М.Ю., Антимонова Н.Е. Михаил Юрьевич Лермонтов на государевой службе | ||
24 | Машанова Л.В. Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт-воин, историк войны | ||
32 | Поляков В.Е. «Казачья колыбельная» — новая версия истории стихотворения | ||
36 | Машанова Л.В., Машанова Ю.И. Ориентализм в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова | ||
42 | Седова О.В. Образ языческой Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Последний сын вольности» | ||
46 | Аболина Т.М. Цикл рисунков Михаила Юрьевича Лермонтова на тему детства | ||
52 | Рыжкова-Гришина Л.В. «Стих, как божий дух…». Пророческий путь Михаила Юрьевича Лермонтова | ||
56 | Шаменкова Д.С. «Его поэзия, его мученье, его сила». М.Ю. Лермонтов в восприятии современников и потомков | ||
62 | Воеводина А.А. М.Ю. Лермонтов в исторической концепции Д.С. Мережковского | ||
68 | Бивитт Т.А. Духовные корни поэта М.Ю. Лермонтова и Томаса Рифмача (Перевод с англ. Божко Е.М.) | ||
74 | Ляпин Д.А. Джордж Лермонт на русской службе в XVII в. (к ранней истории рода Лермонтовых) | ||
78 | Бербаш Т.И. Задонский помещик. Почетный мировой судья Иван Николаевич Лермантов | ||
84 | Бербаш Т.И. Тайна портрета улана Чирикова | ||
90 | Кознова И.Е. «Призванный»: лермонтовские юбилеи середины XX в. | ||
{Творческое наследие} | |||
96 | Фортунатов В.В., Фортунатова Е.Ю. Подробности биографии М.Ю. Лермонтова не мелочи для понимания его личности и творчества | ||
Казачья колыбельная песня. Исп. Мурзин Виктор. К 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
|
|||
Романс на слова М.Ю. Лермонтова. Исп. Лайф Саша
|
|||
Завещание. Песня на слова М.Ю. Лермонтова
|
|||
Лермонтов. Документальный фильм. Star Media. Babich-Design. 2014
|
|||
Лермонтов. Реж. Бурляев Н. Мосфильм. 1986
|
|||
Лермонтов. Реж. Гендельштейн А. 1943
|