История в подробностях № 3(57) 2015. Кулаки

    Кулак (мироед) — зажиточный сельский (деревенский) житель в царской России, занятый ростовщичеством, перепродажей сельскохозяйственной продукции, использующий наемный труд, как правило, должников, закабаленных путем опутывания односельчан. «…настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги… Все у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает» (А.Н. Энгельгардт).
    Некоторые исследователи причисляют кулаков к предпринимателям в условиях первоначального накопления капитала. Кулачество в царской России, скорее, проявило себя как социальный феномен, нежели экономический. Первоначальное определение кулака относится к сфере «моральной экономики» и служит нравственной оценкой человека. Быть прозванным кулаком означало позор, презрение, порицание. Каждый для себя делал выбор: совесть или деньги. В их понимании совместить одно с другим было невозможно. Причем многие мечтали стать кулаком, выбирая второе. Каждый, прозванный кулаком, обладал «талантом» приспособленца к сложившимся условиям, обстоятельствам.
    В годы становления советской власти определение кулака претерпело многократное изменение толкования. Единственное, что оставалось изначально неизменным, — негативное отношение к самому термину, которое активно эксплуатировалось. Но и оно в народной памяти приняло видоизмененные формы в виду того, что многие невинные души мученически пострадали за то, что были причислены к кулакам.
    Самые ярые противники советской власти из числа кулаков были уничтожены продразверсткой в годы Гражданской войны. НЭП разверстку заменил продналогом, ослабив вдвое налоговое бремя на крестьянина, тем самым создав относительно терпимые условия для восстановления и развития крестьянских хозяйств. Многие маломощные хозяйства встали на ноги, их назвали середняками. В дальнейшем середняки будут окулачены и затем раскулачены по трем категориям.
    Теория марксизма-ленинизма писалась в кабинетах: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Партийная линия на принудительную коллективизацию легализовала насилие, разрушив картину мира крестьян и их жизненный уклад. Фанатично настроенные партийцы на местах «творчески» претворяли в жизнь решения партии. Из людишек с гнильцой полезла вся неистребимая маргинальность, все пороки. И эти процессы никто не мог контролировать. В результате, надругавшись над сельским населением страны, необратимые процессы коллективизации напрочь выкорчевали культуру труда, любовь к труду, умение ценить результаты и своего, и чужого труда. Отшибли вообще охоту к добросовестному труду.
    В конце 1920-х – начале 1930-х гг. кулаком мог стать каждый. Кулаками становились по доносу, по навету, за красивую дочь, за крепкого сына, за наличие в доме крынки молока; за то, что лицом не вышел, что трудился, что имел завистников.
    Определение кулака перекочевало из морально-нравственной сферы в административно-правовые, имущественные отношения и даже в политико-идеологические убеждения. Государство может принять любой закон, и безнравственный в том числе, но нравственную основу никакое государство изменить не может, поскольку нравственное начало, как и божественное, неизменно.

    Михаил Кобылинский, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "История в подробностях" № 3(57) 2015
    "Кулаки"

    3   Слово редактора
    6   Левакин А.С., Власов А.И. Кулачество в восприятии российской общественности (вторая половина XIX – начало XX вв.)
    18   Левакин А.С. Алкоголь как источник обогащения: о некоторых методах деятельности кулаков в России
    26   Окуда Х. О понятии «кулак» в советской деревне 1920-х гг.
    34   Бондаренко С.И. «Кого считать кулаком — кого тружеником?» К вопросу о процессе социального расслоения деревни в 1920-е гг.
    44   Бондарев В.А., Левакин А.С. Раскулачивание: о создании и устройстве кулацких спецпоселков на Ставрополье в 1930-х гг.
    52   Рыбаков П.А. Раскулачивание крестьянства в Московской области в 1930–1932 гг.
    60   Лопатина Н.Л. Кулаки и раскулачивание глазами очевидцев коллективизации
    68   Кознова И.Е. Образы кулака в народной памяти
    82   Доброноженко Г.Ф. Концептуальные модели анализа социальной группы «кулаки» в отечественной историографии
        {Творческое наследие}
    90   Ященко В.Г. Повстанческие группировки степных партизан Приэльтонья
     

    Диалог Кружилина и Кафтанова из телесериала "Вечный зов" по одноименному роману Анатолия Иванова. Реж. Краснопольский В., Усков В. Мосфильм, 1973–1983

    Гляжу в озера синие. Исп. Карелина И. Из телесериала "Тени исчезают в полдень". Реж. Усков В., Краснопольский В. Мосфильм, 1971

    Прокати нас, Петруша, на тракторе

     

    © Эдисьон Пресс 2019