История в подробностях № 5(59) 2015. Славянофилы: русская идея

    В 1836 г. в журнале «Телескоп», издаваемом профессором Московского университета Н.И. Надеждиным, была опубликована статья «Философические письма к госпоже ***. Письмо 1-ое» (П.Я. Чаадаева). Автор статьи не был указан. Вместо подписи значилось: «Некрополис. 1829 г., декабря 17».
    19 октября 1836 г. Пушкин писал Чаадаеву: «Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя очень удивился, что она переведена и напечатана. <…> Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться… Оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж? <…> Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал».
    Получив «Телескоп» № 15 А.И. Герцен пишет: «Наконец дошла очередь и до письма. Со второй и третьей страницы меня остановил печальный, серьезный тон: от каждого слова веяло долгим страданием, уже охладевшим, но еще не озлобленным… Читаю далее, — письмо растет, оно становится мрачным обвинительным актом против России…».
    А.С. Хомяков в письме г-же Н. говорит: «Тебя удивила, мой друг, статья "Философические письма", напечатанная в 15 No "Телескопа", тебя даже обидела она; ты невольно повторяешь: неужели мы так ничтожны по сравнению с Европой, неужели мы в самом деле похожи на приемышей в общей семье человечества?.. успокойся, мой друг, эта статья писана не для тебя. <…> Для тебя не новость — умеренность во всем… что сердце без разума — страсть, пламя, пожирающее существование, что разум без сердца — холод, оледеняющий жизнь. Для тебя не нужно было длинного ряда прославленных предков, чтобы понимать святые мысли».
    В том же 1836 г. журнал «Телескоп» был закрыт властями, Николай Иванович Надеждин сослан в Усть-Сысольск, а Чаадаев объявлен сумасшедшим.
    Это Письмо… заставило бродить умы русской общественности. В нем впервые был поднят вопрос о значении русской народности, его самобытности. Несмотря на то, что Чаадаев был лишен возможности печататься, он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской философской мысли, инициировав жаркую полемику западников и славянофилов. Термин «славянофилы» использовался западниками с ироническим и насмешливым смысловым подтекстом. Уже потом он вошел в научный оборот. Тем не менее, и славянофилы, и западники желали России одного — благоденствия и благополучия. Многие тезисы западников сегодня нам видятся несостоятельными. Что бы мы не позаимствовали от Запада, все равно все будет реализовано по-русски, с нашим колоритом. И уж совсем смешным выглядит утверждение, что славянофильство перестало существовать — оно никогда не прекращало своего существования, и в настоящее время, и в будущем будет только расти. Невозможно уничтожить мысль! А.С. Хомяковым, И.В. Киреевским, братьями И.С. и К.С. Аксаковыми, Ю.Ф. Самариным и их последователями был заложен фундаментальный пласт в историю русской философии. Результат их труда впечатляет!

    Михаил Кобылинский, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "История в подробностях" № 5(59) 2015
    "Славянофилы: русская идея"

    3   Слово редактора
    6   Зырянов А.В. Славянофилы. Взгляд из XXI века
    20   Копалов В.И., Копалова Л.Г. Славянофильская концепция русской философии истории
    30   Змеев В.А. Московский университет в судьбе А.С. Хомякова
    42   Кочукова О.В., Кочуков С.А. «Народный диктатор» и славянский вопрос: Миссия России на Балканах в представлении И.С. Аксакова
    54   Пиреев А.И., Степанов Ю.Г. Славянофильские мотивы в большевизме
    60   Воеводина А.А. «Русская идея» Д.С. Мережковского
    66   Тихонов А.А. Поиски национальной идеи в современной русской поэзии
    70   Копалов В.И. Русский национальный характер
        {Творческое наследие}
    78   Памяти Александра Васильевича Зырянова
    90   Рыжкова-Гришина Л.В. «Хрустальная высота»: О стихотворных опытах Александра Васильевича Зырянова
     

    О славянофилах. Лекция Осипова Алексея Ильича, профессора Московской духовной академии

    "Чаадаев. Апология сумасшедшего". Программа Анатолия Адоскина. Телеканал "Культура"

    У нас от ума одно горе. Часть I. Эдвард Радзинский

    У нас от ума одно горе. Часть II. Эдвард Радзинский

     

    © Эдисьон Пресс 2019