История в подробностях № 7(61) 2015. Святые Борис и Глеб

    Княжеские усобицы на Руси возникали в силу банального отсутствия чувства «братского плеча» к братьям по отцу. Отсюда и прогрессируют зависть, корысть, вражда, порой даже ненависть, в отношениях единокровных братьев. Сыновья Владимира Святославича были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, которые в дальнейшем пользовались доверием и оказывали значительное влияние на действия княжичей. Многие из них на протяжении жизни хранили свои «детские болячки», обиды матерей, позиционируя себя чужаком по отношению к отцу, романтически увлекаясь кровным происхождением матери, к числу коих себя и относили.
    Летописные источники по большей части противоречат друг другу: невозможно установить ни год рождения княжичей, ни их матерей. И чем острее любопытство, тем больше противоречий. Очевидно, что летописцы преследовали иные цели, скорее идеологические, нежели фактологическое изложение былого: полное отсутствие интереса к персонажам или обыкновенное незнание их, а посему печатью лежит в древних текстах безразличие к ним. Проповедование моральных христианских ценностей — любовь к ближнему своему, смирение, кротость, всепрощение и милосердие… — касается кого угодно, но только не Святополка Окаянного: сгинул он, так ему и надо… А ведь приписываемые грехи братоубийства Святополку сомнительны и не доказаны. Исходя из принципа: кому это выгодно — все показывает на Ярослава Хромца, прозванного благодарными летописцами Мудрым.
    Ярослав с легкостью привлекает скандинавских наемников и даже покрывает их, когда те «начали насилие творить на мужатых женах» в Новгороде. Тесные взаимоотношения Ярослава со шведами привели к браку с дочерью шведского короля Ингигердой, получив в приданное город Альдейгьюборг (Ладога). Ощущение присутствия сильного покровителя позволило ему пойти даже на конфликт с отцом, Владимиром Святославичем.
    На фоне большой семьи Владимира привлекают внимание полнокровные братья Борис и Глеб: воспитанные, кроткие и послушные родителю, чтящие кровные узы, старшинство. Необыкновенный нравственный свет справедливости и добра мироточат их образы. Интуитивно понятно, что братья росли и воспитывались вместе продолжительное время. У них много общего. Какой-то положительный общий жизненный опыт их связывает и со Святополком. В словах Бориса очевидно доброе отношение к нему: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца».
    Борис и Глеб пользовались всеобщим уважением людей, независимо от социального статуса. Они слыли знатными воинами, возможно, не так уж и безропотно приняли смерть, но приняли ее мужественно. Здесь дело не обошлось без подлости и коварства. Для нас братья явили живой образ нравственных ориентиров: беззлобия, крепкой братской любви, верности и добра. Правду Бориса и Глеба приняла душа русского народа, и с этой правды началось Русское православие, осознание единства и родства не только узкими семейными узами, но и единение Руси, всех русских людей. И вот уже тысячу лет мы следуем идеалам Бориса и Глеба, храним верность и ощущаем их присутствие!

    Михаил Кобылинский, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "История в подробностях" № 7(61) 2015
    "Святые Борис и Глеб"

    3   Слово редактора
    6   Гринченко Я.С., Гуляева Е.Ш. Князья Борис и Глеб как символы национальной идентичности в русской культуре
    10   Бунеева Е.Н. Процесс изменения духовных и нравственных идеалов в семье князя Владимира с переходом от язычества к христианству
    14   Бондарев В.А. Повседневная жизнь современников Бориса и Глеба: сказания о князьях-мучениках как источник по истории древнерусского общества
    22   Скорик А.П., Бондарев В.А. Этнический состав элиты древнерусского общества по «Сказанию о Борисе и Глебе»
    30   Пенской В.В. Последний акт драмы (битва при Листвене и конец усобицы меж сыновьями Владимира Святославича)
    38   Шумилов Е.Н. О роли князя Ярослава Мудрого в создании культа Бориса и Глеба
    42   Топчий В.А. Кто убил Бориса и Глеба?
    46   Мандель Б.Р. Смерть Бориса и Глеба: вера крепнет, тайна остается…
    56   Антощенко А.В. Религиозный подвиг святых Бориса и Глеба в интерпретации Г.П. Федотова
    62   Чубур А.А. Глеб и Борис — небесные покровители рода Давыдовичей в Чернигово-Северской земле: археологические свидетельства
    68   Ермолаев Д.А. Под сенью Бориса и Глеба
    78   Шумилов Е.Н. Почитание святых Бориса и Глеба на Вятской земле
    82   Бойков Г.В. Город Бориса и Глеба
    86   Боровков Д.А. О взаимоотношении «Сказания о Борисе и Глебе» и легенд Святовацлавского цикла
    92   Седова О.В. Символика основных цветов в иконографии святых князей Бориса и Глеба
    96   Поляков В.Е. Динамика изменения популярности имен Борис и Глеб
     

    Братья. Реж. Артем Лукичев. Производство студии братьев Наумовых "Крыша". 2011

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370

         

    © Эдисьон Пресс 2019