История в подробностях № 1-2(67-68) 2016. Новая экономическая политика

    В марте 1921 г. X съезд РКП(б) заменил продовольственную разверстку продналогом, значительно ослабив налоговое бремя на крестьянские хозяйства. Отказ от политики военного коммунизма стал вынужденной мерой, по сути признанием допущенных ошибок в экономике решениями 1918 г., и необходимостью снятия назревшей социальной напряженности: Рижский договор 1921 г., крестьянские восстания (Антоновский мятеж 1920–1921 гг.), восстание Кронштадтского гарнизона, волнения в Петрограде и в Москве…
    17 октября 1921 г. на II Всероссийском съезде политпросветов В.И. Ленин произнес доклад «Новая экономическая политика и задачи политпросветов». Доклад начинался с объявления о резком повороте «нашей Советской власти» и признанием ошибок: «Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, — и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение. Не могу сказать, что именно так определенно и наглядно мы нарисовали себе такой план, но приблизительно в этом духе мы действовали. Это, к сожалению, факт».
    Гений В.И. Ленина выразился в том, что он мог себе позволить отступления от идеологических догм. «Новая экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает переход к восстановлению капитализма в значительной мере. В какой мере — этого мы не знаем. <…> Ибо уничтожение разверстки означает для крестьян свободную торговлю сельскохозяйственными излишками, не взятыми налогом, а налог берет лишь небольшую долю продуктов. Крестьяне составляют гигантскую часть всего населения и всей экономики, и поэтому на почве этой свободной торговли капитализм не может не расти. <…> Хозяйничайте все. Капиталисты будут рядом с вами, — рядом с вами будут и иностранные капиталисты, концессионеры и арендаторы, они будут вышибать у вас сотни процентов прибыли, они будут наживаться около вас. Пусть наживаются, а вы научитесь у них хозяйничать, и тогда только вы сумеете построить коммунистическую республику».
    «Самое большое чудо, — заявил Ленин, — ликвидировать до конца самую комиссию по ликвидации безграмотности». Как мы видим, были приложены титанические усилия, чтобы крестьяне и рабочие научились писать и читать, чтобы газеты и журналы доходили до самой глубинки. По словам Ленина, одной грамотности недостаточно. Нужна та культура, которая позволит бороться с волокитой и взятками. Нужно то политическое просвещение, которое позволило бы населению знать к чему стремится советская власть и что хочет построить, и тогда оно эту власть поддержит.
    Первый опыт советской власти нам показал, что было допущено много ошибок. Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Проторенных дорожек на пути строительства нового общества не было. Приведем, например, письмо Г.К. Орджоникидзе к Кирову от 29 июля 1929 г., демонстрирующее нам как нелегко давались поиски решений и какую нескрываемую радость доставляли решения найденные: «А хорошо, Кирыч, теперь у нас. Начинаем по-настоящему двигаться вперед. Если мы не дадим старой дедовской рутине тянуть себя назад, шагнем в ближайший год далеко-далеко. Самое опасное место было — сельское хозяйство, а тут мы безусловно нащупали правильный путь. Как, дорогой, старые взгляды на развитие сельского хозяйства опрокидываются вверх ногами!».
    Все решения принимались из расчета только на самих себя, надеяться на дружескую поддержку кого-либо не приходилось. Ленинские отступления от идеологических догм приносили положительный результат. Как в природе хрупкое равновесие сил являет нам прекрасную Вселенную, так и в строительстве человеческого общества хотелось бы достичь того уровня культуры, чтобы не кидаться из крайности в крайность, а соблюдать высший природный закон равновесия.

    Михаил Кобылинский, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "История в подробностях" № 1-2(67-68) 2016
    "Новая экономическая политика"

    3   Слово редактора
    6   Смирнов А.В., Руженцев С.Е. НЭП: историческая развилка или преддверие тоталитаризма?
    16   Бабушкин А.Ю. Денежная реформа первых лет советской власти
    20   Бондарев В.А. Крестьяне-культурники как феномен советской доколхозной деревни
    28   Рублев Д.И. Социально-экономические противоречия Новой экономической политики в оценках российских анархистов (1921–1929)
    36   Бондаренко С.И. Столкновение новаций и традиций в повседневной жизни западносибирских крестьян в годы НЭПа
    46   Панкова-Козочкина Т.В., Левакин А.С. Воздействие социальной дифференциации нэповской деревни на электоральный процесс местных советов
    56   Скорик А.П. Особенности военной службы донских казаков в Советской России эпохи НЭПа
    64   Змеев В.А. Советская высшая школа в условиях Новой экономической политики
    72   Багдасарян С.Д. Семейно-брачные отношения в советской деревне эпохи НЭПа
    76   Можаева Л.А. «Опиум для народа». Молодежные антирелигиозные праздники 1920-х гг.
    84   Шабалин В.В. «И вот тогда я стал троцкистом»: к вопросу о формировании идентичности оппозиционера в 1920-е гг.
    90   Фортунатов В.В., Фортунатова Е.Ю. Россия нэповская в «Собачьем сердце» М.А. Булгакова
     

    Наш паровоз. Коллективное авторство комсомольцев Киевских главных железнодорожных мастерских. 1920-е гг.

    Бублички. Муз. Красавин Г., сл. Ядов Я. Исп. Леонид Утесов. 1920-е гг.

    © Эдисьон Пресс 2019