История в подробностях № 3-4(69-70) 2016. Дуэль

    Дуэль (лат. duellum, фр. duel — борьба двух, противостояние, поединок) — регламентированный и ритуализированный поединок между двумя людьми, целью которого является удовлетворение за нанесенное оскорбление чести с соблюдением равных условий боя. Дуэль была возможна среди равных по сословию людей в угоду общественному (светскому) мнению.
    Duellum = bellum (война), сравните: лат. duis = bis. Sī vīs pācem, parā bellum (лат.) — римское крылатое выражение, означающее: хочешь мира, готовься к войне. Авторство афоризма приписывают римскому историку Корнелию Непоту, хотя в некоторых европейских словарях указывается авторство римского военного теоретика Флавия Вегеция.
    Дуэль — дело чести. Чтобы понять значение поединка для современников «золотого века» русской дуэли, необходимо приблизиться к пониманию определения чести. Что такое честь для дворянина первой половины XIX в.? Для одних вопрос чести стоял однозначно: честь или смерть; жизнь Царю, честь никому. Для других честь была не более, чем условность и представлялась в авантюристском бретерстве или мнимом положении в светском обществе.
    Согласно толковому словарю В.И. Даля, понятие чести разделяется как на «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», так и «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое». Правда у каждого своя, так и в данном случае в понятие чести каждый вложит наиболее приемлемое для себя содержание.
    С одной стороны, честь может восприниматься как понятие, вызванное культурными традициями или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть личности. В традиционной системе ценностей многих народов честь занимает более важное место, чем жизнь человека.
    С высоты наших дней нелегко судить о дуэли. Понятие чести уже не то, не те и люди, не те ценности. Приведем трактовку современного понимания чести: «Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и свое существование в категориях самоуважения. Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие — идеальная аксиологическая норма природного состояния. Благородство — идеальная аксиологическая норма личностного состояния» (Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994). Если сегодня каждый человек может рассуждать о чести и проецировать это понятие на себя лично, то в XIX в. и речи не могло быть о том, что у простолюдина есть честь.
    Даже время не может излечить той горечи и душевной боли, которую мы испытываем, вспоминая об утрате Пушкина и Лермонтова. А сколько талантливых людей дуэль забрала? Никто не знает. Романтическая дуэль и приключения возможны, пожалуй, только в телесериале «Д’Артаньян и три мушкетера» режиссера Г.Э. Юнгвальд-Хилькевича… Не долго спрятать в ножны сталь, / Но гордый нрав не спрячешь в ножны… В реальности все гораздо печальней, стреляли по-настоящему и убивали тоже. Каждый раз, когда вспоминаешь Лермонтова, на душе лежит тяжелая свинцовая печать убийства…
    Несмотря на то, что во многих странах дуэль была законодательно запрещена, зачастую запрет носил лишь формальный характер. Многие молодые люди в азарте ребячества преступали черту, требуя удовлетворения… О серьезных вещах мало кто задумывался. Как же жилось тем людям, которые убили кого-либо на дуэли? Говорила ли им что-нибудь совесть, без которой честь невозможна? Стреляя в одного человека, «убивали» родных и близких убитого, которым оставалось нести груз печали и горечи до конца своих дней.

    Михаил Кобылинский, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "История в подробностях" № 3-4(69-70) 2016
    "Дуэль"

    3   Слово редактора
    6   Пенская Т.М. Московская «честь», или Почему в Русском государстве XVI–XVII вв. не было дуэлей
    12   Ефимов С.В. Между долгом и честью. Дуэль в России XVII–XVIII вв.
    28   Данков М.Ю. «Шпагу свою против его уставил и насувся прокололся»
    36   Седова О.В. Дуэли А.С. Грибоедова
    40   Мандель Б.Р. Федор Иванович Толстой-Американец, или «В сотый раз я, как обычно, разрешу весь спор пальбой»
    46   Точеный Д.С., Точеная Н.Г. Гибель А.С. Пушкина. Кто виноват?
    50   Бербаш Т.И. А.И. Васильчиков — секундант М.Ю. Лермонтова на дуэли 1841 года
    58   Белова Л.А. Лермонтов и Белинский: пристальный взгляд из нашего времени
    64   Васильев К.Б. Дуэль как толчок к общественному возбуждению и политическим схваткам
    72   Кондратьев А.С. Несостоявшийся потешный поединок Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева
    76   Славнитский Н.Р. Дуэли в России и принципы наказаний за участие в них в конце XIX в.
    78   Ряполов В.Н. Полиция против поединков
    82   Купцова И.В. Дуэль Максимилиана Волошина и Николая Гумилева
    86   Горбачев П.О. Дуэли курского депутата Н.Е. Маркова
        {Творческое наследие}
    90   Линник Ю.В. Кавказ: константы и переменные (философские этюды)
     

    Песня Арамиса из к/ф "Д'Артаньян и три мушкетера" реж. Г.Э. Юнгвальд-Хилькевич. 1979

     

    В самое сердце. Муз. и сл. Пенкина А. Исп. С. Лазарев. Видеоряд из к/ф "Пушкин: Последняя дуэль" реж. Н. Бондарчук. 2006

    Выхожу один я на дорогу. Муз. Е.С. Шашиной, сл. М.Ю. Лермонтова. Исп. Анна Герман

    © Эдисьон Пресс 2019