Гендер — система культурных и социальных норм, предписываемая обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом, иначе говоря, социокультурная модель мальчика и девочки, мужчины и женщины, определяющая их поведение и отношение к другим людям, положение и роль в социуме (семье, культуре, образовании, экономике и пр.). Гендер нередко рассматривается как социальный или социально-психологический пол человека, который в отличие от биологического не является врожденным, а формируется в процессе социализации личности, ее воспитания и образования. Быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной — значит выполнять гендерные роли, заданные обществом нормы и правила поведения, соответствующие своему биологическому полу. Формирование гендерной принадлежности ребенка — важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в связи с ослаблением поляризации мужского и женского начала, половых ролей и связанных с ними гендерных стереотипов. В современном обществе искажаются традиционные модели мужского и женского поведения, а эталоны-образцы мужественности и женственности как никогда противоречивы. Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения. Появляются фемининные мальчики и маскулинные девочки. Гендерное равенство — это равный правовой статус мужчин и женщин, равные возможности для реализации своей индивидуальности. Оно не означает стирание границ между мужскими и женскими социальными ролями. В процессе гендерной социализации мальчики учатся быть мальчиками, а девочки — девочками. Дошкольники знакомятся с идеалами мужественности и женственности, традиционными ролями мужчины и женщины в семье и обществе, содержанием типичного для своего и противоположного пола поведения, культурой взаимоотношения полов, овладевают полоролевым репертуаром. Важно помочь детям усвоить традиционные гендерные ценности и научиться непредвзято, с уважением относиться к представителям другого пола, конструктивно взаимодействовать и ценить лучшие качества друг друга. Очередной номер журнала посвящен проблеме гендерной социализации детей дошкольного возраста и гендерному подходу в дошкольном образовании — построению воспитательно-образовательного процесса с учетом половых различий и гендерной специфики развития детей. Выделяются некоторые особенности развития и поведения мальчиков и девочек дошкольного возраста, их гендерные потребности, интересы и предпочтения. Большое внимание уделяется гендерному подходу в нравственном воспитании и развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста. Анализируются представления современных дошкольников о гендерных различиях: своем и противоположном поле. Описываются особенности взаимоотношений детей разного пола в группе сверстников. Рассматриваются теоретические и практические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста, в том числе вопросы формирования гендерной идентичности и толерантности дошкольников; формы, методы, средства формирования у детей первоначальных представлений о мужественности и женственности, традиционных гендерных ценностях и ролях, моделях полоролевого поведения и пр. Представлен опыт гендерной социализации дошкольников в норвежском детском саду и семье. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Лыкова И.А., Касаткина Е.И. Значение самодеятельных игр и рукотворных игрушек в конструировании гендерного сознания старших дошкольников | ||
24 | Харчевникова А.Н. Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста | ||
32 | Ледовских Н.К. Развитие нравственных качеств, составляющих основу мужественности и женственности, в детском саду | ||
42 | Градусова Л.В., Баталова И.Н. Формирование гендерной принадлежности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями родителей | ||
52 | Кильдышева И.А. Особенности гендерной социализации детей дошкольного возраста | ||
58 | Халецкая Т.Н. Организация полоролевого воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения | ||
64 | Татаринцева Н.Е. Формирование гендерной толерантности у дошкольников | ||
72 | Орлова А.Н., Уткина Л.А. Представления о гендерных различиях у детей старшего дошкольного возраста | ||
80 | Колосова Е.А. Каналы трансляции гендерных стереотипов старшим дошкольникам: детские журналы и энциклопедии | ||
84 | Богомолова М.И. Особенности первоначального воспитания девочек в России | ||
94 | Новицкая В.А., Новиков М.С. Современная мужская профессия — воспитатель дошкольного образовательного учреждения: реалии и перспективы | ||
104 | Иванова М.В. Гендерная социализация в Норвегии | ||
108 | Указатель статей, опубликованных в журнале «Детский сад: теория и практика» в 2012 году |