Детский сад теория и практика № 11/2012. Реализация образовательной области "Безопасность" в практике работы дошкольного учреждения

    Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), не случайно безопасность — один из основных показателей качества жизни населения, а обеспечение безопасности — ключевое условие жизнедеятельности социума и человека. В современном мире растет число вредных и опасных факторов жизнедеятельности, угрожающих как отдельному человеку, так и обществу в целом. Острота проблемы актуализирует задачу подготовки подрастающего поколения к предупреждению и преодолению этих факторов. Причем сегодня речь идет не просто об обучении детей основам безопасности жизнедеятельности, а о воспитании культуры безопасности как компонента общей культуры человека и формировании личности безопасного типа — личности безопасной для себя, окружающих, среды обитания, способной сознательно и ответственно относиться к вопросам безопасности, готовой к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
    Формирование личности безопасного типа начинается задолго до поступления ребенка в школу. Конечно, в силу анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольники не могут обеспечить собственную безопасность, за жизнь и здоровье ребенка несут ответственность близкие взрослые и педагоги. Однако работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста не должна ограничиваться созданием безопасной среды в дошкольном учреждении, запретами и наставлениями относительно правил поведения в тех или иных потенциально опасных для жизни и здоровья ребенка ситуациях. С ранних лет необходимо формировать у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих и среды обитания, воспитывать культуру безопасности. Уже на этапе дошкольного детства дети должны осознать ценность жизни во всех ее проявлениях, получить представления об источниках опасности, причинах возникновения опасных ситуаций, средствах их предупреждения и преодоления, приобрести первый опыт противодействия вредным и опасным факторам жизнедеятельности, овладеть навыками безопасного поведения в быту, на улице, в природе, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми и пр.
    Важность и актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности, объективные трудности, с которыми сталкиваются педагоги в процессе воспитания у детей дошкольного возраста культуры безопасности, обусловили выделение в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной области «Безопасность».
    Очередной номер журнала посвящен проблеме воспитания у детей дошкольного возраста культуры безопасности и формированию основ личности безопасного типа. Раскрываются новые подходы к организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, содержание понятия «культура безопасности» и основные компоненты воспитания культуры безопасности у дошкольников. Рассматриваются технологии, формы и методы ее воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
    Большое внимание уделяется повышению педагогической компетентности воспитателей в области безопасности жизнедеятельности детей и опыту реализации образовательной области «Безопасность» в практике работы дошкольных учреждений. Обосновывается необходимость расширения ее содержания, описывается опыт формирования у детей навыков безопасного поведения в быту, на улице, в транспорте, при пожаре, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 11/2012
    "Реализация образовательной области «Безопасность» в практике работы дошкольного учреждения"

    5   К читателям
    6   Тимофеева Л.Л. Повышение компетентности педагога по проблеме формирования культуры безопасности у дошкольников
    18   Гусарова Т.Г. Содержание и пути реализации образовательной области «Безопасность» в дошкольном образовательном учреждении
    30   Николаева Л.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об опасности
    38   Клюева Е.В., Балуева Е.А. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности как фактор укрепления здоровья дошкольников
    46   Капустина Н.Г. Толерантность как фактор безопасности
    54   Фомина Е.Н. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и на дороге
    62   Яковлева Г.В., Киселева Г.И. Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста
    74   Плисенко Н.В., Соловьева И.А., Лапшина Т.В. Использование электронного образовательного пособия в процессе ознакомления детей с правилами безопасного поведения на дороге
    84   Баталина О.И. Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения при пожаре
    94   Захаревич В.А. Воспитание культуры безопасности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
    104   Правдова Л.В., Правдов Д.М. Метод проектов в реализации образовательной области «Безопасность»

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370

         

    © Эдисьон Пресс 2019