Дизайн — особый вид созидательной творческой деятельности человека, направленной на организацию предметно-пространственного мира по законам целесообразной красоты (И.А. Лыкова). В современном обществе дизайн охватывает все сферы жизни и деятельности людей, активно включается в содержание образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного. Номер посвящен детскому дизайну и вопросам организации дизайн-деятельности детей дошкольного возраста. Обосновано значение и место дизайн-деятельности в современном мире и образовательном пространстве детского сада. Представлен краткий обзор истории становления дизайна, выделены его виды и особенности. Осмысляется феномен детского дизайна. Характеризуются сущность и специфика дизайн-деятельности детей, подчеркиваются ее интегрированный характер и ориентированность на создание конкретного продукта, отвечающего идее единства пользы и красоты. Раскрываются новые концептуальные подходы к организации дизайн-деятельности дошкольников в детском саду, определяются ее целевые ориентиры, задачи и особенности проектирования содержания. Большое внимание уделяется психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим успешность освоения детьми обновленного содержания дизайн-деятельности, ключевым из которых является многоуровневая интеграция познавательной и художественной деятельности дошкольников в ситуации реальных дел, направленных на освоение и обустройство предметно-пространственной среды в разных ее масштабах (игровом, детском, взрослом). Указывается на целесообразность использования при организации дизайн-деятельности детей метода проектов. Даются рекомендации по выбору тематики дизайн-проектов и проектированию их содержания на основе интегративного подхода. Приводятся примеры разнообразных дизайн-проектов для детей дошкольного возраста (дизайн игрушек, дизайн сувениров и подарков, дизайн аксессуаров, дизайн интерьера, театральный дизайн и др.). Самостоятельная дизайн-деятельность — надежный показатель высокого уровня художественного развития ребенка. Анализируются представления старших дошкольников о дизайне, имеющийся опыт дизайн-деятельности и интерес к ней. Рассматриваются возможности и условия трансформации опыта и интереса дошкольников к дизайну в досуговую привычку, формы организации самостоятельной дизайн-деятельности детей (арт-салон, дизайнерская мастерская и др.). Описывается опыт работы летней дизайнерской мастерской, специализирующейся на создании мебели для игрушек. Освещаются вопросы педагогического сопровождения дизайн-деятельности как формы досуга детей. Показана связь детского дизайна с развивающей предметно-пространственной средой. Даются советы по ее грамотному проектированию, организации и наполнению арт-объектами, материалами и инструментами для дизайн-деятельности, стимулирующими детскую творческую активность, дизайн-поиски и эксперименты. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Лыкова И.А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образовании | ||
26 | Милева Е.К. Детский дизайн в контексте специфики дизайна как вида искусства и истории его развития | ||
42 | Милева Е.К., Динкова Г. Летняя дизайнерская мастерская | ||
50 | Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Особенности и условия развития дизайн-деятельности старших дошкольников | ||
70 | Махотина Е.Н. Представления старших дошкольников о дизайне и профессии дизайнера | ||
74 | Ческидова И.Б. Приобщение дошкольников к дизайнерской деятельности в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством | ||
82 | Лаврентьева И.А. Театральный дизайн в детском саду | ||
94 | Котлякова Т.А., Мирная Ю.А. Развитие дизайнерского творчества детей в лепке | ||
108 | Сибиркина Е.Н. Многообразие художественных материалов в детской дизайнерской деятельности |