Детский сад теория и практика № 1/2014. Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края

    2014 год в России объявлен Годом культуры. «Культура, — отмечал Д.С. Лихачев, — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства».
    Культура является средой развития и воспитания ребенка. «Человек, — подчеркивал И.А. Ильин, — родится в лоне своей семьи и своего народа; он — их детище; они дают ему первоначальное строение его тела, души и духа; стряхнуть все это с себя не в его власти». Освоение культуры — длительный и сложный процесс, но вхождение человека в культуру начинается в самом раннем детстве через родной язык, материнский фольклор, художественный и образный мир традиционной культуры, ее ценности и нормы. Интеграция ребенка в национальное культурное пространство — не только важнейшее условие его полноценного развития, но и залог жизненной силы и душевного здоровья.
    Номер посвящен проблеме приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края. Раскрываются современное понимание механизма освоения ребенком творческого потенциала культуры и теоретические основания построения культуросозидательной модели дошкольного образования. Осмысляются роль педагога как сопровождающего ребенка в мире культуры и возможности образовательной среды в инкультурации дошкольника. Представлены новые подходы к созданию в детском саду образовательной культурно-развивающей среды, способствующей погружению ребенка в традиционную культуру. Сформулированы рекомендации к выбору тематики, содержания и форм проведения в дошкольных учреждениях Дней культуры, позволяющих активизировать познавательный интерес детей к миру культуры и создающих условиях для его освоения в процессе разнообразной и привлекательной для современных дошкольников деятельности.
    Рассматриваются вопросы социокультурного развития детей дошкольного возраста посредством краеведческой работы и подходы к проектированию содержания краеведческого образования дошкольников в контексте идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Описываются новые формы, методы и средства ознакомления детей с культурным наследием родного края, в том числе проекты, игры-путешествия и игры-фестивали, предполагающие погружение дошкольников в разные исторические эпохи и события, жизнь и быт людей прошлого. Обосновывается роль непосредственного чувственного опыта в пробуждении у детей дошкольного возраста национального самосознания и чувства сопричастности к культуре прошлого и настоящего, рассматриваются особенности его формирования у дошкольников.
    Большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию родного края и духовно-нравственным ценностям народа. Осмысляется опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников с опорой на православные традиции Отечества, в том числе традиции православного воспитания. Представлена дополнительная образовательная программа «Неиссякаемый родник», нацеленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста опыта духовно-нравственного поведения в процессе приобщения к культурному наследию православия в родном городе.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 1/2014
    "Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края"

    5   К читателям
    6   Старжинская Н.С. Теоретические основания построения культуросозидательной модели дошкольного образования
    16   Теплова А.Б. Создание в детском саду образовательной культурно-развивающей среды, способствующей погружению ребенка в традиционную культуру
    22   Вербенец А.М. Дни культуры в дошкольном образовательном учреждении: цели, тематика, формы организации
    40   Солнцева О.В. Образовательная программа «Детство»: опыт проектирования краеведческого образования дошкольников
    52   Губанова Н.Ф. Воспитание чувства сопричастности к культуре прошлого и настоящего у дошкольников
    64   Цилько Н.В., Султанова Н.Н. Воспитание детей на основе отечественной культурной традиции как необходимое условие полноценного развития личности
    76   Колисниченко Т.Н., Муратова А.А. Формирование основ духовно-нравственной культуры дошкольников средствами православных традиций родного края
    88   Майданкина Н.Ю., Андреева Л.И. Формирование у детей социальных навыков в процессе приобщения к культурно-историческим ценностям региона
    96   Сибиркина Е.Н. Приобщение дошкольников к традиционной культуре народа коми в процессе художественного творчества
    102   Семенова Т.А. Духовная составляющая физической культуры современного дошкольника

    © Эдисьон Пресс 2019