Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений — один из основных принципов дошкольного образования. Номер посвящен взаимодействию детей и взрослых в образовательном пространстве современного детского сада. Раскрывается сущность взаимоотношений детей и взрослых как участников образовательного процесса, описываются их формы и динамика развития, обозначается вектор перехода содействия в сотворчество. Ключевое внимание уделяется позиции ребенка и взрослого в образовательном процессе детского сада. Характеризуются особенности дошкольника как субъекта образовательных отношений, намечаются пути развития его субъектных проявлений (самостоятельности, инициативности, ответственности и др.). Рассматриваются теоретические и практические аспекты обеспечения ребенку-дошкольнику позиции субъекта образовательного процесса. Затрагиваются вопросы готовности педагогов к реализации новых ценностей образования и организации взаимодействия с детьми с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Представлен опыт организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста на основе образовательной технологии «Ситуация». Описываются этапы технологии и способы организации образовательной среды, позволяющие создать условия для эффективного преодоления детьми познавательных затруднений (рефлексивной самоорганизации). Раскрывается потенциал группового взаимодействия со сверстниками в освоении ребенком позиции значимого и влиятельного участника образовательных отношений. Даются советы воспитателям по организации образовательных отношений в детской группе и обучению детей групповому взаимодействию. Выделяются формы организации совместной деятельности детей и взрослых. Большое внимание уделяется проектированию как совместной деятельности участников образовательных отношений и ее месту в образовательном процессе детского сада. Подчеркивается роль проектной деятельности в развитии субъектности ребенка-дошкольника и установлении партнерских отношений между детьми, родителями и педагогами. На примере реализации исследовательских проектов характеризуются особенности взаимодействия детей и взрослых в проектной деятельности, даются рекомендации по вовлечению родителей в образовательный процесс детского сада и развитию детско-взрослого сотрудничества. Раскрываются условия развития социальной активности старших дошкольников в процессе социального проектирования — совместной деятельности детей и взрослых в проектах широкой гуманистической направленности. Описываются этапы реализации социальных проектов. Приводятся примеры детско-взрослых социальных проектов, ориентированных на решение доступных дошкольникам социально значимых задач за пределами детского сада. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Лыкова И.А. От содействия к сотворчеству — вектор развития взаимоотношений детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада | ||
34 | Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э. Формирование у дошкольников опыта выполнения универсальных учебных действий средствами математики | ||
50 | Поздеева С.И., Путинцева Е.Б. Ребенок в групповом взаимодействии как значимый и влиятельный участник образовательных отношений | ||
60 | Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Самонаучение и обучение в становлении языковой личности дошкольника | ||
70 | Файзуллаева Е.Д. Проявление субъектности ребенка: волевые действия | ||
84 | Лашкова Л.Л., Макаренко Е.В. Сотрудничество детей и взрослых в проектной деятельности | ||
96 | Николаева А.Г., Таратынова М.В. Творческий союз детей и взрослых в процессе социального проектирования | ||
106 | Указатель статей, опубликованных в журнале «Детский сад: теория и практика» в 2015 году |