История в подробностях № 9(27) 2012. Российское образование

    Социально-экономический и научно-технологический потенциал страны определяется прежде всего уровнем развития науки и системы образования. Сегодня это очевидно. На наших глазах произошла смена парадигмы общественного развития. Но, спустя двадцать лет, мы так и не определились — какого человека мы хотим получить на выходе из активной фазы образовательного процесса? «Винтика», механически выполняющего инструкции? Неутолимого потребителя благ? Или человека всесторонне развитого, ответственного гражданина, творческого профессионала и надежного семьянина? Думается, что последний вариант предпочтительнее большинству населения страны.
    До поры до времени представлялось, что приведением системы образования в соответствие духу времени занимаются люди знающие, профессионалы. Но спустя некоторое время стало понятно и очевидно: либо реформой образования занимаются безответственные дилетанты, при попустительстве властей; либо — это, действительно, профессионалы, действующие вопреки национальным интересам России.
    До тех пор, пока мы будем наивно внимать Западу, верить мифам об их превосходстве и принимать все Западное за образец совершенства — чувство национального достоинства нас не посетит. Так что же должно произойти, чтобы мы, наконец, зажили своей головой, собственным умом? Возможно, пришло время, когда принцип «моя хата с краю… ничего не знаю» пора уже оставить, прекратить попустительствовать властям, проявить гражданское мужество, осознать, что на нас, ныне живущих, не меньшая ответственность за судьбу страны, чем на защитниках Сталинграда.
    Бесконечная череда экспериментов в системе образования, ее «реформирование» и «модернизация» привели к серьезным перекосам в здании российского образования и грозят его обрушением. Наши дети лишены того сакрального образа Первого Учителя, который когда-то вводил нас за руку в мир Знаний. Образы наших детей сегодня строят «менеджеры образования», как на заре Советской власти этим занимались шкрабы (школьные работники). Только молодая Советская власть сумела вдохновить несколько поколений на созидание, в разрухе, после Гражданской войны, преодолев подавляющую безграмотность, за 18 лет подготовила страну к испытаниям лихолетий. И что добились мы за 20 лет? Все происходит в точности до наоборот. Пока мы не поставим во главу угла человека, мы ничего не достигнем, открытия будут совершать другие. А чтобы получить Человека, необходимо посвящать не менее 50 % образовательного времени гуманитарным наукам, наукам о человеке.
    Весь вопрос в том: простим ли мы себе несостоявшиеся возможности нескольких поколений современной молодежи; простят ли нам сегодняшние ученики, которые когда-нибудь поймут, что стали жертвами бессовестных чиновничьих экспериментов.

    Михаил Кобылинский, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "История в подробностях" № 9(27) 2012
    "Российское образование"

    3   Слово редактора
    6   Рыбаков С.В. «Велика бывает польза от учения книжнаго» (Развитие просвещения в Киевской и Московской Руси)
    16   Пелевин Ю.А. Образование, просвещение и грамотность в Киевской Руси
    22   Славнитский Н.Р. Артиллерийское и инженерное образование в Санкт-Петербурге: первая половина XVIII в.
    26   Гутнов Д.А. Его Императорского Величества Пажеский корпус (1759–1918)
    32   Жарова Е.Ю. Георг Фридрих Паррот и два императора
    36   Зырянова Л.М., Зырянова О.А. Начальное и среднее образование в России во второй половине XIX – начале XX в.: развитие, особенности, результаты
    44   Зырянов А.В. История становления и развития коммерческого образования в дореволюционной России
    50   Духавнева А.В. Феномен воскресной школы в истории отечественного образования взрослых второй половины XIX – начала XX в.
    56   Солодянкина О.Ю. Учительницы и воспитательницы в Российской империи последней трети XIX – начала ХХ в.
    60   Литвинова О.А. «Времена не выбирают…»: О повседневной жизни провинциального учителя начала 1920-х гг.
    66   Антимонов М.Ю. Школа в предвоенные годы (1937–1941 гг.)
    72   Полякова Л.А. Образ провинциального студента в ретроспективе
    76   Ерегина Н.Т. Высшее медицинское образование в России: четыре века истории
    82   Зимин И.В. К истории вступительных экзаменов, или В вуз по ЕГЭ…
    86   Рыбаков С.В. Проблемные зоны современного российского образования
    94   Рыжкова-Гришина Л.В. О реформах русского языка: исторический взгляд

     

    © Эдисьон Пресс 2019