Традиция — социально-культурное наследие, переходящее из поколения в поколение в рамках исторически сложившейся устойчивой общности людей. Это наследие выражается не только в психической, но и в телесной памяти, приобретенном опыте посредством преданий, обычаев, обрядов, народного творчества, ценностей, норм поведения, проверенных временем. По сути, когда мы говорим о традиции, мы говорим о наследственной памяти. Память — как способность сознания к сохранению образов, традиция — ее практическое наполнение. Образ может быть, как визуальным, так и представлением, воззрением, созерцанием, взглядом, пониманием, толкованием и т.д. Когда-то Россия просыпалась с петухами в пять часов утра. Кто рано встает, тому Бог подает. «Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок ляжет по прежним складкам: бумага ʺобладает памятьюʺ… Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина… — дендрохронология. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только ʺнавигационные приемы и способыʺ, которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья — всегда одни и те же. А что и говорить о ʺгенетической памятиʺ — памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память — преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. ʺБеспамятныйʺ — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто. Совесть — это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии — это одно из важнейших ʺнаглядных пособийʺ морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков. Вспомните у Пушкина: ʺДва чувства дивно близки нам — / В них обретает сердце пищу — / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам. / Животворящая святыня! / Земля была б без них мертваʺ» (Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1985).
Михаил Кобылинский, главный редактор
|