Детский сад теория и практика № 9/2011. Дошкольник и история. Формирование основ исторического мышления у детей дошкольного возраста

    «Не зная прошлого, — писал В.Г. Белинский, — нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее». Историю своей семьи, своей малой родины, страны человек постигает на протяжении всей жизни. Первые шаги в этом направлении ребенок делает задолго до поступления в школу. Испокон веков взрослые стремились передать подрастающему поколению культурно-исторические традиции, знания об истории рода, Отечества. Народная педагогика уделяла этим вопросам большое внимание. Дети рано приобщались к культуре и традициям своего народа, семьи, их истории, знакомились с эпическими жанрами фольклора — историческими песнями, былинами, легендами, преданиями, сказками. Элементарные исторические знания содержались даже в текстах колыбельных песен.
    В отечественной научной педагогике идея пропедевтического, предварительного или подготавливающего исторического обучения детей оформилась в середине XIX в. Историческая пропедевтика позволяет не только подготовить ребенка к изучению систематического курса истории в школе, но и сформировать интерес к истории, историческим событиям, историческим личностям, историческим предметам и явлениям. Элементарное ознакомление детей дошкольного возраста с историей воспитывает гордость за свою семью, страну, уважение к их культурно-историческому наследию и традициям, чувства патриотизма и гражданственности. У детей расширяется кругозор, формируются пространственно-временные представления и основы исторического мышления. Они учатся анализировать и рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, получают представления о первопредметах и первособытиях, влиянии человека на ход исторического развития, приобретают опыт планирования и прогнозирования собственной жизнедеятельности.
    22 июля 2011 г. во Владимире на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, посвященном подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности, президент РФ Д.А. Медведев поддержал предложение деятелей науки, культуры и искусства объявить 2012 год Годом российской истории. Это несомненно актуализирует интерес общества к отечественной истории и историческому образованию. Очередной номер журнала посвящен вопросам исторического образования детей дошкольного возраста. На его страницах дается теоретическое обоснование элементарного исторического образования дошкольников, рассматриваются истоки исторической пропедевтики и вклад отечественных педагогов в ее становление и развитие.
    Большое внимание уделяется особенностям восприятия исторических событий детьми дошкольного возраста, становлению картины мира в сознании дошкольника и специфике формирования основ его исторического мышления.
    Раскрывается содержание элементарного исторического образования детей дошкольного возраста и особенности включения исторических сведений в образовательный процесс детского сада. Характеризуются источники формирования исторических представлений дошкольников, средства развития их исторического сознания, формы и методы приобщения детей к истории предметного мира, семьи, города, края, страны.
    Представлен норвежский опыт исторического образования детей старшего дошкольного возраста, который, на наш взгляд, будет интересен и полезен отечественной педагогической теории и практике в условиях обновления содержания элементарного исторического образования дошкольников и поиска путей повышения эффективности исторической пропедевтики.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 9/2011
    "Дошкольник и история. Формирование основ исторического мышления у детей дошкольного возраста"

    5   К читателям
    6   Куликовская И.Э. Формирование основ исторического мышления у дошкольников
    16   Березина Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны
    24   Теплова А.Б. Пластилиновая картина мира, или Путешествие в Древнюю Русь в традиционной игре
    34   Ривина Е.К., Гутникова М.А. Путешествие в прошлое в процессе бесед об изобразительном искусстве
    46   Дубинина Д.Н. Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о людях, прославивших Отчизну
    52   Чудиловская Л.С. Как рассказать детям о блокаде
    60   Тихонова А.Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины
    66   Шейко Н.Г. Культурное наследие родного края — источник формирования исторических представлений дошкольников
    74   Солнцева О.В. Ознакомление детей предшкольного возраста с культурно-историческим наследием Санкт-Петербурга: содержание и организация работы
    82   Бурляева О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края
    90   Анисимова Н.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре
    94   Варламова М.В. Ознакомление дошкольников с семейными традициями сквозь призму музыкального фольклора
    98   Дыбина О.В., Кузина А.Ю. Роль проектной деятельности в развитии у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира
    105   Солотина Т.В. История знакомых букв
    109   Иванова М.В. Что и как рассказывают норвежским дошкольникам об истории

    © Эдисьон Пресс 2019