![]() В отечественной научной педагогике идея пропедевтического, предварительного или подготавливающего исторического обучения детей оформилась в середине XIX в. Историческая пропедевтика позволяет не только подготовить ребенка к изучению систематического курса истории в школе, но и сформировать интерес к истории, историческим событиям, историческим личностям, историческим предметам и явлениям. Элементарное ознакомление детей дошкольного возраста с историей воспитывает гордость за свою семью, страну, уважение к их культурно-историческому наследию и традициям, чувства патриотизма и гражданственности. У детей расширяется кругозор, формируются пространственно-временные представления и основы исторического мышления. Они учатся анализировать и рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, получают представления о первопредметах и первособытиях, влиянии человека на ход исторического развития, приобретают опыт планирования и прогнозирования собственной жизнедеятельности. 22 июля 2011 г. во Владимире на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, посвященном подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности, президент РФ Д.А. Медведев поддержал предложение деятелей науки, культуры и искусства объявить 2012 год Годом российской истории. Это несомненно актуализирует интерес общества к отечественной истории и историческому образованию. Очередной номер журнала посвящен вопросам исторического образования детей дошкольного возраста. На его страницах дается теоретическое обоснование элементарного исторического образования дошкольников, рассматриваются истоки исторической пропедевтики и вклад отечественных педагогов в ее становление и развитие. Большое внимание уделяется особенностям восприятия исторических событий детьми дошкольного возраста, становлению картины мира в сознании дошкольника и специфике формирования основ его исторического мышления. Раскрывается содержание элементарного исторического образования детей дошкольного возраста и особенности включения исторических сведений в образовательный процесс детского сада. Характеризуются источники формирования исторических представлений дошкольников, средства развития их исторического сознания, формы и методы приобщения детей к истории предметного мира, семьи, города, края, страны. Представлен норвежский опыт исторического образования детей старшего дошкольного возраста, который, на наш взгляд, будет интересен и полезен отечественной педагогической теории и практике в условиях обновления содержания элементарного исторического образования дошкольников и поиска путей повышения эффективности исторической пропедевтики. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Куликовская И.Э. Формирование основ исторического мышления у дошкольников | ||
16 | Березина Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны | ||
24 | Теплова А.Б. Пластилиновая картина мира, или Путешествие в Древнюю Русь в традиционной игре | ||
34 | Ривина Е.К., Гутникова М.А. Путешествие в прошлое в процессе бесед об изобразительном искусстве | ||
46 | Дубинина Д.Н. Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о людях, прославивших Отчизну | ||
52 | Чудиловская Л.С. Как рассказать детям о блокаде | ||
60 | Тихонова А.Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины | ||
66 | Шейко Н.Г. Культурное наследие родного края — источник формирования исторических представлений дошкольников | ||
74 | Солнцева О.В. Ознакомление детей предшкольного возраста с культурно-историческим наследием Санкт-Петербурга: содержание и организация работы | ||
82 | Бурляева О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края | ||
90 | Анисимова Н.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре | ||
94 | Варламова М.В. Ознакомление дошкольников с семейными традициями сквозь призму музыкального фольклора | ||
98 | Дыбина О.В., Кузина А.Ю. Роль проектной деятельности в развитии у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира | ||
105 | Солотина Т.В. История знакомых букв | ||
109 | Иванова М.В. Что и как рассказывают норвежским дошкольникам об истории |