Комплексная модернизация системы дошкольного образования затронула абсолютно все ее компоненты: осуществляется переход на новые механизмы финансирования и новую систему оплаты труда, появляются новые организационно-правовые формы дошкольных образовательных учреждений и новые формы организации дошкольного образования, вводятся в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, обновляется содержание образования, меняются организация образовательного процесса и требования к выпускнику дошкольного образовательного учреждения (критерии и показатели реализации образовательной программы). Естественно, меняются и требования к педагогам дошкольного образования, их профессиональной компетентности, подготовке и повышению квалификации. Динамичное обновление системы дошкольного образования, рост сети дошкольных учреждений и требований к качеству образовательных услуг стимулируют руководство и педагогические коллективы самое пристальное внимание уделять непрерывному развитию своего дошкольного учреждения, повышать его привлекательность, востребованность и конкурентоспособность в образовательном пространстве. Дошкольные образовательные учреждения заняты поиском ресурсов развития, прежде всего внутренних ресурсов, позволяющих решать актуальные задачи, стоящие перед коллективом, обеспечивать рост показателей качества работы, повышать рейтинг учреждения в системе образования, его состоятельность и статус. В данном номере журнала речь пойдет как раз о внутренних ресурсах развития дошкольного образовательного учреждения. Несомненно, они многообразны, но главным ресурсом был и остается педагог и педагогический коллектив, поэтому большое внимание на страницах журнала уделяется развитию кадрового потенцала дошкольного образовательного учреждения, становлению профессиональной компетентности педагога и коллектива, ресурсам их развития. Раскрывается понятие «личностный имидж», обосновывается необходимость работы педагога дошкольного образовательного учреждения над своим имиджем и характеризуются этапы построения имиджа. Даются рекомендации по созданию выразительного визуального образа педагога дошкольного образования и развитию демонстративности личности руководителя. Рассматривается проблема сопровождения профессионального становления педагога дошкольного образования, в том числе вопросы развития профессионально-значимых качеств воспитателя, создания благоприятных для его профессионального и личностного роста условий (профессионального окружения и профессиональной среды), профилактики и преодоления профессиональных деформаций. Характеризуются разнообразные ресурсы развития кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения: инновационная методическая работа, сетевое взаимодействие педагогов дошкольного образования, персональный web-сайт, конкурсы профессионального мастерства, самообразование и пр. В помощь воспитателю предложена структура описания опыта работы, критерии и показатели для его самооценки. Даны практические советы к обобщению и презентации педагогического опыта, в том числе по подготовке статьи по материалам опыта работы к публикации в профессиональном периодическом издании. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Солнцева О.В. Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования: с чего начать? | ||
18 | Штекляйн С.Н., Хабарова Т.В. Деятельность дошкольных образовательных учреждений — пилотных площадок Института развития образования | ||
26 | Рыбак Е.В. Потенциалы реализации социальных проектов в работе с молодой семьей в дошкольном учреждении | ||
32 | Атемаскина Ю.В. Формирование имиджа педагога дошкольного образовательного учреждения | ||
40 | Петрова О.А. Демонстративность личности руководителя дошкольного образовательного учреждения | ||
46 | Селезнева Ю.В. Профессионализм педагога как ресурс развития дошкольного образовательного учреждения | ||
52 | Майер А.А. Профилактика и преодоление профессиональных деформаций педагога дошкольного образования | ||
59 | Гущина Н.А. Основы отечественной педагогической аксиологии как ресурс развития профессионально-ценностных ориентаций воспитателя | ||
66 | Яковлева Г.В. Инновационная методическая работа как один из ресурсов развития кадрового потенциала дошкольного образовательного учреждения | ||
76 | Новиков М.С. Использование сетевого взаимодействия в развитии кадрового ресурса в системе дошкольного образования | ||
82 | Иванова Л.А. Персональный web-сайт педагога дошкольного учреждения как ресурс профессионального развития и форма взаимодействия с родителями | ||
91 | Немирич А.А. Виртуальная среда дошкольного медиаобразования: сетевое взаимодействие и партнерство | ||
96 | Кузнецова Е.А. Конкурсная среда как условие совершенствования профессиональной компетентности педагога | ||
102 | Деркунская В.А., Максимова С.И. Обобщение и представление педагогического опыта: советы воспитателю дошкольного образовательного учреждения |