Детский сад теория и практика № 4/2012. Проектирование образовательной программы дошкольного учреждения

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» поставил перед педагогическими коллективами задачу разработки, а точнее — внесения кардинальных изменений в уже действующую на тот момент в каждом дошкольном учреждении образовательную программу. Задача разработки и приведения образовательной программы в соответствие с новыми нормативными документами оказалась для большинства дошкольных учреждений трудновыполнимой. Педагогические коллективы не получили необходимого сопроводительного пакета документов, по сути, не имели опыта такой работы, а главное — не были готовы реализовывать базовые положения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Как следствие, введение в действие Федеральных государственных требований встретило большое сопротивление в педагогической среде, а созданные образовательные программы нередко оказывались не рабочими, а формальными документами.
    Сегодня, преодолев первую растерянность, изучив и осмыслив новые нормативные документы и подходы к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, педагогические коллективы возвращаются к работе над образовательными программами: обсуждают, дорабатывают, перерабатывают, апробируют их, вносят необходимые коррективы и пр. Словом, активно работают над созданием своего основного рабочего документа, сугубо индивидуального, который проектируется с учетом возможностей учреждения и его педагогического коллектива, потребностей воспитанников, их родителей, общественности и социума.
    Очередной номер журнала посвящен вопросам проектирования образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Раскрывается содержание понятий «общеобразовательная программа», «образовательная программа» и «программа развития». Представлена технология создания образовательной программы как основного нормативно-управленческого документа, регламентирующего организацию и содержание образовательной деятельности дошкольного учреждения.
    Рассматриваются подходы к отбору дошкольным учреждением содержания образовательной программы: ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Приводятся примеры оформления текста разных частей образовательной программы.
    Анализируются трудности и типичные ошибки, возникающие при проектировании образовательной программы, намечаются пути их преодоления. Особое внимание уделяется проблеме подготовки педагогов дошкольного учреждения к разработке и реализации образовательной программы: ее этапам, содержанию, формам (инновационная методическая работа, внутрифирменное обучение, создание интегративного образовательного пространства дошкольного учреждения, профессиональная подготовка будущих педагогов в вузе и пр.).
    Описывается опыт работы норвежских детских садов над своими программами, которые, как и в России, создаются педагогическими коллективами на основе государственных требований — Рамочного плана работы детского сада, разработанного Министерством образования и науки Норвегии.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 4/2012
    "Проектирование образовательной программы дошкольного учреждения"

    5   К читателям
    6   Бережнова О.В. Образовательная программа как нормативно-управленческий документ дошкольного образовательного учреждения
    16   Деркунская В.А. Создание образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: актуальные вопросы и ответы
    24   Солнцева О.В. К проблеме выбора содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования
    34   Гурова О.В. Проблемы разработки образовательной программы
    42   Яковлева Г.В. Проектирование раздела «Содержание коррекционной работы» образовательной программы дошкольного учреждения
    50   Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Реализация в образовательной программе дошкольного учреждения здоровьесберегающего подхода в работе с детьми
    56   Бурляева О.В. Реализация принципа интеграции при проектировании регионального модуля основной общеобразовательной программы дошкольного образования
    64   Удова О.В. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников
    72   Нефедова Л.К. Философские основы общеобразовательных программ дошкольного образования
    78   Тихомирова О.В. Профессиональная компетентность педагога как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
    85   Богославец Л.Г., Майер А.А. Внутрифирменное повышение квалификации специалистов дошкольного образовательного учреждения
    92   Михайлова А.Е. Интегративное образовательное пространство как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
    97   Полковникова Н.Б. Подготовка выпускников педагогического вуза к работе над образовательной программой дошкольного учреждения
    102   Корепанова И.А.Удивительные встречи в детских садах Бергена, или Что происходит в норвежском детском саду

    Индекс цитирования 

     

    Рейтинг@Mail.ru

    Контакты

         

    +7 926 812 0370

         

    © Эдисьон Пресс 2019