Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» поставил перед педагогическими коллективами задачу разработки, а точнее — внесения кардинальных изменений в уже действующую на тот момент в каждом дошкольном учреждении образовательную программу. Задача разработки и приведения образовательной программы в соответствие с новыми нормативными документами оказалась для большинства дошкольных учреждений трудновыполнимой. Педагогические коллективы не получили необходимого сопроводительного пакета документов, по сути, не имели опыта такой работы, а главное — не были готовы реализовывать базовые положения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Как следствие, введение в действие Федеральных государственных требований встретило большое сопротивление в педагогической среде, а созданные образовательные программы нередко оказывались не рабочими, а формальными документами. Сегодня, преодолев первую растерянность, изучив и осмыслив новые нормативные документы и подходы к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, педагогические коллективы возвращаются к работе над образовательными программами: обсуждают, дорабатывают, перерабатывают, апробируют их, вносят необходимые коррективы и пр. Словом, активно работают над созданием своего основного рабочего документа, сугубо индивидуального, который проектируется с учетом возможностей учреждения и его педагогического коллектива, потребностей воспитанников, их родителей, общественности и социума. Очередной номер журнала посвящен вопросам проектирования образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. Раскрывается содержание понятий «общеобразовательная программа», «образовательная программа» и «программа развития». Представлена технология создания образовательной программы как основного нормативно-управленческого документа, регламентирующего организацию и содержание образовательной деятельности дошкольного учреждения. Рассматриваются подходы к отбору дошкольным учреждением содержания образовательной программы: ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Приводятся примеры оформления текста разных частей образовательной программы. Анализируются трудности и типичные ошибки, возникающие при проектировании образовательной программы, намечаются пути их преодоления. Особое внимание уделяется проблеме подготовки педагогов дошкольного учреждения к разработке и реализации образовательной программы: ее этапам, содержанию, формам (инновационная методическая работа, внутрифирменное обучение, создание интегративного образовательного пространства дошкольного учреждения, профессиональная подготовка будущих педагогов в вузе и пр.). Описывается опыт работы норвежских детских садов над своими программами, которые, как и в России, создаются педагогическими коллективами на основе государственных требований — Рамочного плана работы детского сада, разработанного Министерством образования и науки Норвегии. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Бережнова О.В. Образовательная программа как нормативно-управленческий документ дошкольного образовательного учреждения | ||
16 | Деркунская В.А. Создание образовательной программы дошкольного образовательного учреждения: актуальные вопросы и ответы | ||
24 | Солнцева О.В. К проблеме выбора содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования | ||
34 | Гурова О.В. Проблемы разработки образовательной программы | ||
42 | Яковлева Г.В. Проектирование раздела «Содержание коррекционной работы» образовательной программы дошкольного учреждения | ||
50 | Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Реализация в образовательной программе дошкольного учреждения здоровьесберегающего подхода в работе с детьми | ||
56 | Бурляева О.В. Реализация принципа интеграции при проектировании регионального модуля основной общеобразовательной программы дошкольного образования | ||
64 | Удова О.В. Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников | ||
72 | Нефедова Л.К. Философские основы общеобразовательных программ дошкольного образования | ||
78 | Тихомирова О.В. Профессиональная компетентность педагога как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования | ||
85 | Богославец Л.Г., Майер А.А. Внутрифирменное повышение квалификации специалистов дошкольного образовательного учреждения | ||
92 | Михайлова А.Е. Интегративное образовательное пространство как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования | ||
97 | Полковникова Н.Б. Подготовка выпускников педагогического вуза к работе над образовательной программой дошкольного учреждения | ||
102 | Корепанова И.А.Удивительные встречи в детских садах Бергена, или Что происходит в норвежском детском саду |