![]() Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предметом педагогического мониторинга воспитателя являются интегративные качества ребенка, а сущностью мониторинга — отслеживание их развития как в течение учебного года, так и на протяжении всего дошкольного детства. Комплексная мониторинговая информация позволяет не только оценивать результаты освоения детьми образовательной программы в любой момент времени и прогнозировать развитие их интегративных качеств, но и оперативно вносить необходимые коррективы в образовательный процесс, принимать обоснованные управленческие решения на уровне воспитателя группы, старшего воспитателя и заведующего дошкольным образовательным учреждением. Иными словами, осуществляемый воспитателем педагогический мониторинг «представляет собой процесс непрерывного научно обоснованного прогностического слежения за состоянием, развитием интегративных качеств ребенка с целью определения оптимальных задач развития данных качеств, технологий и средств их решения в образовательном процессе» (О.Н. Сомкова). Очередной номер журнала посвящен проблеме мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяются сущность, функции и принципы организации педагогического мониторинга, отличия мониторинга и диагностики. Рассматриваются нормативно-правовые основы организации педагогического мониторинга в дошкольном образовательном учреждении и требования к проектированию системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Раскрываются организационные и методические условия эффективной реализации педагогического мониторинга. Выделяются этапы его организации. Большое внимание уделяется специфике мониторинговой деятельности воспитателя и особенностям взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения на разных этапах мониторинга. Описываются основные и дополнительные методы педагогического мониторинга, в том числе включенное наблюдение, диагностическая ситуация и детский портфолио, формы его организации, способы фиксации и интерпретации результатов. Затрагивается проблема объективности мониторинга. Приводятся примеры нескольких направлений мониторинга, диагностические методики, критерии и показатели оценки развития разных интегративных качеств и их составляющих, протоколы наблюдений, диагностические карты, дневники достижений ребенка и другие методические материалы. Представлена технология разработки содержания и инструментария педагогического мониторинга интегративного качества на примере качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Полякова М.Н. Педагогический мониторинг в детском саду: зачем, как и кому его проводить? | ||
28 | Новицкая В.А., Новиков М.С. Организация образовательного мониторинга в детском саду: вопросы и ответы | ||
38 | Сомкова О.Н. Педагогический мониторинг в системе профессиональной деятельности воспитателя по развитию общения и речи дошкольников | ||
48 | Березина Т.А. Организация педагогического мониторинга представлений дошкольников о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | ||
62 | Вербенец А.М. Проблемы и направления мониторинга достижений дошкольников в рамках освоения образовательной области «Художественное творчество» | ||
82 | Лыкова И.А. Значение художественно-продуктивной деятельности и портфолио для объективации мониторинга | ||
94 | Файзуллаева Е.Д. Мониторинг коммуникативных и социальных умений детей двух-четырех лет | ||
102 | Воробьев В.Ф., Порфирьева А.С., Мартиросян Т.П. Мониторинг интегративных качеств дошкольников в рамках программы «Оздоровление» | ||
108 | Зибаева Н.А. Спартакиада как форма организации мониторинга физической подготовленности старших дошкольников |