В преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в России актуализируется интерес к олимпийскому движению и олимпийскому образованию подрастающего поколения. Олимпийское образование — особая педагогическая деятельность, целью которой является приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, формирование основ олимпийской культуры. Она представляет собой систему, предусматривающую формирование и совершенствование у детей и молодежи: знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении; мотивации (интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок, определяющих олимпийские модели поведения в спортивно-соревновательной деятельности и в жизни); способностей, умений и навыков, привычки действовать согласно гуманистическим принципам олимпизма. При этом, по словам В.И. Столярова, «Наиболее важное значение имеет не формирование и повышение уровня олимпийских знаний… и даже декларативно провозглашаемой ориентации на идеалы и ценности олимпизма, а формирование реального поведения, образа (стиля) жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям». Система олимпийского образования в нашей стране начала формироваться в 1980–1990-е годы, но включены в нее в основном школьники и студенты. В практике работы дошкольных учреждений олимпийское образование пока не получило широкого распространения, однако значительно активизировалось в связи с предстоящими крупными спортивными событиями в России. Очередной номер журнала посвящен проблеме олимпийского образования детей дошкольного возраста. Анализируются понятие и сущность олимпийского образования, раскрывается специфика олимпийского образования дошкольников, его содержание, средства, формы и методы организации, выделяются компоненты олимпийской образованности старшего дошкольника. Характеризуются программы олимпийского образования детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется особенностям организации олимпийского образования детей в условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Представлена авторская образовательная программа «Олимпионик», разработанная с учетом этих требований. Описывается опыт олимпийского образования дошкольников в разных регионах страны, в том числе опыт муниципальной системы дошкольного образования г. Череповца по реализации проектов олимпийской направленности. Раскрываются теоретико-методические аспекты олимпийского образования детей дошкольного возраста на основе включения их в спортивно-соревновательную деятельность. Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов и родителей в процессе олимпийского образования дошкольников. Представлены опыт организации в детском саду «Олимпийской школы родителей» и детско-родительский проект «Олимпийские игры», нацеленный на приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом средствами ознакомления с Олимпийскими играми и олимпийским движением. Осмысляется отечественный опыт олимпийского образования детей в преддверии Олимпийских игр в Москве (1980) и осуществляется его экстраполирование на современную дошкольную практику. Приводятся практические материалы для воспитателей по ознакомлению старших дошкольников с историей зарождения и символами Олимпийских игр. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Ховякова А.Л. Понятие, сущность и специфика олимпийского образования детей дошкольного возраста | ||
14 | Богомолова М.И. Экстраполирование отечественного опыта олимпийского образования детей на современную дошкольную практику | ||
22 | Варфоломеева З.С., Суринов И.А., Шивринская С.Е. Особенности организации олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста в современных условиях | ||
32 | Лыкова И.А. От мяча к образу тела человека и олимпийской символике: интеграция познавательного, художественного и физического развития детей | ||
52 | Гребенникова С.Ю., Колисниченко Т.Н., Муратова А.А. Олимпийское образование детей дошкольного возраста: дополнительная образовательная программа «Олимпионик» | ||
64 | Кудрявцева Е.А. Развитие осознанной двигательной активности дошкольников как путь воспитания будущих олимпийцев | ||
70 | Фостовец С.Г. Олимпийское образование как средство развития интегративных качеств дошкольников | ||
82 | Немешева Л.Е., Бачанова С.Ю., Ниточкина С.С. «Мы — будущие олимпийцы»: формирование у старших дошкольников мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья | ||
88 | Игнатьева Н.И., Христенко Е.В., Шулепова О.С. Об олимпийском образовании детей дошкольного возраста | ||
94 | Глушенко И.Ю. Проект как форма взаимодействия с семьей в работе по приобщению детей к занятиям физической культурой и спортом | ||
106 | Ховякова А.Л., Новак Л.С. Взаимодействие педагога и родителей в процессе олимпийского образования дошкольников |