Детский сад теория и практика № 8/2013. Олимпийское образование детей дошкольного возраста

    В преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в России актуализируется интерес к олимпийскому движению и олимпийскому образованию подрастающего поколения. Олимпийское образование — особая педагогическая деятельность, целью которой является приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, формирование основ олимпийской культуры. Она представляет собой систему, предусматривающую формирование и совершенствование у детей и молодежи: знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении; мотивации (интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок, определяющих олимпийские модели поведения в спортивно-соревновательной деятельности и в жизни); способностей, умений и навыков, привычки действовать согласно гуманистическим принципам олимпизма. При этом, по словам В.И. Столярова, «Наиболее важное значение имеет не формирование и повышение уровня олимпийских знаний… и даже декларативно провозглашаемой ориентации на идеалы и ценности олимпизма, а формирование реального поведения, образа (стиля) жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям».
    Система олимпийского образования в нашей стране начала формироваться в 1980–1990-е годы, но включены в нее в основном школьники и студенты. В практике работы дошкольных учреждений олимпийское образование пока не получило широкого распространения, однако значительно активизировалось в связи с предстоящими крупными спортивными событиями в России.
    Очередной номер журнала посвящен проблеме олимпийского образования детей дошкольного возраста. Анализируются понятие и сущность олимпийского образования, раскрывается специфика олимпийского образования дошкольников, его содержание, средства, формы и методы организации, выделяются компоненты олимпийской образованности старшего дошкольника. Характеризуются программы олимпийского образования детей дошкольного возраста.
    Большое внимание уделяется особенностям организации олимпийского образования детей в условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Представлена авторская образовательная программа «Олимпионик», разработанная с учетом этих требований.
    Описывается опыт олимпийского образования дошкольников в разных регионах страны, в том числе опыт муниципальной системы дошкольного образования г. Череповца по реализации проектов олимпийской направленности.
    Раскрываются теоретико-методические аспекты олимпийского образования детей дошкольного возраста на основе включения их в спортивно-соревновательную деятельность.
    Рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов и родителей в процессе олимпийского образования дошкольников. Представлены опыт организации в детском саду «Олимпийской школы родителей» и детско-родительский проект «Олимпийские игры», нацеленный на приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом средствами ознакомления с Олимпийскими играми и олимпийским движением.
    Осмысляется отечественный опыт олимпийского образования детей в преддверии Олимпийских игр в Москве (1980) и осуществляется его экстраполирование на современную дошкольную практику.
    Приводятся практические материалы для воспитателей по ознакомлению старших дошкольников с историей зарождения и символами Олимпийских игр.

    Светлана Максимова, главный редактор

     

    Полистать журнал

     

    Содержание номера
    "Детский сад: теория и практика" № 8/2013
    "Олимпийское образование детей дошкольного возраста"

    5   К читателям
    6   Ховякова А.Л. Понятие, сущность и специфика олимпийского образования детей дошкольного возраста
    14   Богомолова М.И. Экстраполирование отечественного опыта олимпийского образования детей на современную дошкольную практику
    22   Варфоломеева З.С., Суринов И.А., Шивринская С.Е. Особенности организации олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста в современных условиях
    32   Лыкова И.А. От мяча к образу тела человека и олимпийской символике: интеграция познавательного, художественного и физического развития детей
    52   Гребенникова С.Ю., Колисниченко Т.Н., Муратова А.А. Олимпийское образование детей дошкольного возраста: дополнительная образовательная программа «Олимпионик»
    64   Кудрявцева Е.А. Развитие осознанной двигательной активности дошкольников как путь воспитания будущих олимпийцев
    70   Фостовец С.Г. Олимпийское образование как средство развития интегративных качеств дошкольников
    82   Немешева Л.Е., Бачанова С.Ю., Ниточкина С.С. «Мы — будущие олимпийцы»: формирование у старших дошкольников мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья
    88   Игнатьева Н.И., Христенко Е.В., Шулепова О.С. Об олимпийском образовании детей дошкольного возраста
    94   Глушенко И.Ю. Проект как форма взаимодействия с семьей в работе по приобщению детей к занятиям физической культурой и спортом
    106   Ховякова А.Л., Новак Л.С. Взаимодействие педагога и родителей в процессе олимпийского образования дошкольников

    © Эдисьон Пресс 2019