![]() Номер посвящен социальной ситуации развития в дошкольном детстве. Рассматриваются происхождение, суть и смысл понятия «социальная ситуация развития», связь социальной ситуации развития с условиями социальной жизни ребенка и наличной социальной ситуацией в стране, в пространстве-времени которой он существует. Раскрывается роль социальной ситуации развития в становлении личности ребенка и ее важность для дошкольника. Анализируются сложности и парадоксы, возникающие в теории и практике дошкольного обучения и воспитания из-за недостаточности теоретической разработки вопроса о роли социальной ситуации развития как источника развития и ее соотношения с внутриличностным развитием ребенка. Подчеркивается значимость целенаправленной педагогической работы по созданию особого социального пространства развития детской личности в дошкольной образовательной организации. Большое внимание уделяется условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в частности, построению вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка. Рассматриваются особенности проектирования социальной ситуации развития ребенка в основной образовательной программе дошкольного образования, затрагиваются проблемы определения результатов реализации образовательной программы, а также проектирования образовательного содержания и способов взаимодействия педагогов и детей. Обобщается опыт моделирования социальной ситуации развития детей в условиях детского сада посредством организации социально-деятельностных игр, раскрываются их назначение и специфические особенности, даются рекомендации к разработке и планированию. Обозначаются актуальные вопросы дидактики развивающего обучения детей дошкольного возраста. Обосновывается необходимость разработки развивающих образовательных технологий как педагогического инструмента достижения результативных целей развития ребенка-дошкольника. Представлена игровая образовательная технология как способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию в детском саду. Особый акцент в контексте темы делается на включении ребенка в новую социальную ситуацию развития на переходе из дошкольного в младший школьный возраст. Характеризуется роль воображения во введении дошкольника в перспективу ученичества и освоении позиции ученика. Светлана Максимова, главный редактор |
|||
![]()
|
Содержание номера
|
||
5 | К читателям | ||
6 | Белошистая А.В. Роль социальной ситуации развития в процессе становления личности дошкольника | ||
22 | Кудрявцев В.Т., Фаттахова Д.И. Социальная ситуация развития на стыке возрастов: как воображение вводит ребенка в перспективу ученичества | ||
36 | Арушанова А.Г., Коренблит С.С., Рычагова Е.С. Обучение и самонаучение грамоте в парциальной образовательной программе «Веселый день дошкольника» («ВеДеДо») | ||
44 | Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Сабурова С.А. Проектирование социальной ситуации развития ребенка в образовательной программе дошкольного образования | ||
56 | Алямовская В.Г., Воробьева Н.В., Ильинова И.М. Социально-деятельностные игры в детском саду | ||
70 | Захарищева М.А., Бреннер Д.А. Советская педагогика 20–30-х годов XX столетия о социальной ситуации развития дошкольников: теория и практика | ||
86 | Майданкина Н.Ю. Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе | ||
92 | Атемаскина Ю.В. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию | ||
100 | Курочкина И.Н. Этикет в создании социальной ситуации развития детей дошкольного возраста | ||
104 | Гусева Ю.Е. Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект |